Комбинирован- ная коза
Произведениям Роберта Раушенберга - крупнейшего американского художника XX века - точное название дать не получается. И в самом деле, вы бы как назвали шедевр в виде картины, на которой установлена шина и лохматая козья голова? Называется он «Монограмма», и это одна из самых знаменитых работ Раушенберга. А что скажете про коллаж с веселой голой теткой, сидящей на березовых дровах рядом с головой петуха? И сам Раушенберг вроде бы и художник, но в то же время и скульптор, и модельер, и индустриальный дизайнер, и несомненный юморист – он вмещает в себя все. При этом художественный талант его – первой величины. Поэтому, а также потому, что он привнес в искусство массу свежих идей, его и считают предшественником практически всех послевоенных течений в искусстве и ключевой фигурой перехода искусства от американского абстрактного экспрессионизма к поп-арту.
На выставке, прошедшей недавно в центре Помпиду, были представлены «Комбинации» - самая известная часть творчества Раушенберга. До этого выставка проходила в музее Метрополитан в Нью-Йорке и в музее Современного Искусства в Лос-Анджелесе. Именно благодаря этим еще ранним работам он стал известен на весь мир. При создании этих коллажей художник помимо традиционных для живописи материалов использовал буквально все, что под руку попадется: куски ткани, металла, чучела животных и птиц, старые двери и шкафы, консервные банки и т.д. Получились объекты разного размера и формы: есть висячие, больше похожие на картины, и трехмерные, похожие на все что угодно.
Состав этих произведений искусства звучит скорее пугающе, но у Раушенберга все получилось удивительно гармоничным. Интересно, что, несмотря на всю свою хаотичность, «Комбинации» исполнены строго в соответствии с законами композиции. Когда смотришь на них, кажется, что создать такое под силу любому: берешь кусок старой пластинки, пару газет, какую-ту железную штуковину непонятного назначения, похожую на древний магнитофон, ведро с краской и творишь. Приклеиваешь, к примеру, пару бутылок из-под Кока-Колы и крылья к шкафу – получается симпатичная летающая мебель. Или берешь откуда-то чучело орла, ставишь его перед коллажем из газет, чтобы крылья распростерты были, а рядом вешаешь подушку на веревке, похожую на камень, готовый упасть на невинного путника, - это «Каньон». Можно еще взять побольше газет и кусочков ткани, все вместе наклеить на ширму в художественном порядке – вот и готов еще один шедевр.
Кажется, все очень просто, только бы найти орла. Поэтому, наверное, произведения, напоминающие то, что создавал Раушенберг, есть почти на каждой выставке-продаже: его творчество вдохновляет на подражание. Конечно, не такое масштабное и не такое новаторское – все-таки с тех пор уже прошло 50 лет. Вдохновления хватит только на маленькие картинки из старых вещей. И гармонии, которой удавалось достичь Раушенбергу, наверное, никому не добиться. Ведь он показал, что красивыми могут быть любые, даже самые «плебейские» и на первый взгляд абсолютно уродливые предметы – важно только создать из них что-то действительно стоящее внимания.
Родился Раушенберг в 1925 году, учился в Канзасе, Париже, а затем в известнейшем Блек Маунтейн Колледже в штате Северная Каролина. Ключевой фигурой, повлиявшей на его творчество, стал композитор Джон Кейдж. Раушенберг участвует во многих его музыкальных экспериментах.
«Комбинации» - это ранние произведения художника, созданные после войны, в начале пятидесятых годов. Уже тогда главной задачей Раушенберга было самовоплощение. Для реализации замысла «Комбинаций», или так называемых Красных и Черных картин, артист собирал в единое целое различные «нехудожественные» материалы, которые он составлял в единое целое и покрывал краской. Ему нравилось искать новые, необычные для искусства объекты для своих произведений, ставшие визитной карточкой его творчества.
«Комбинации» Раушенберга – продолжение традиции в искусстве, начало которой положили еще кубисты и дадаисты. Помимо их творчества главными источниками вдохновения художника послужили его детство, а также современная ему урбанистическая Америка и собственные размышления по поводу технического прогресса и его последствий для планеты. В этих произведениях Раушенберг подытоживает весь накопленный за несколько десятков лет опыт современного искусства и объединяет множество различных его течений.
В то же время он порывает с этим прошлым, создавая новаторские работы, знаменующие переход к доселе неизведанным горизонтам искусства. Так, например, он выносит объекты сюжета за рамки картины или составляет в единое гармоничное целое несовместимые, а главное, неэстетичные объекты, каждый из которых равноценен другому – в «Комбинациях» нет главных и второстепенных составляющих. Один художник - представитель американского абстрактного экспрессионизма сказал, увидев коллажи Раушенберга: «Ну если это современное искусство, то я им больше не занимаюсь!» Ведь абстракционисты искали в искусстве нечто абсолютное, не существующее в реальности, в то время как подушки и куриные чучела Раушенберга представали перед зрителями во всей своей наглядности и приближенности к земному.
Иногда стиль Раушенберга называли «неодадаизмом», настолько близки его работы к дадаизму, этому экспериментальному стилю в искусстве. Это название он делит пополам с творчеством художника Джаспера Джонса, с которым его связывают долгие дружеские и профессиональные отношения. Раушенберг часто повторял фразу о том, что хочет работать в «пространстве между искусством и жизнью». Другими словами, искусство и жизнь для него – это единое целое. Эти слова раздули утихшие было споры о разнице между предметами искусства и повседневного быта, порожденные движением дадаистов, в частности знаменитым «Фонтаном» Марселя Дюшана.
Раушенберг говорит, что на его творчество повлияли очень многие художники, в том числе Леонардо да Винчи. Помимо живописи и скульптуры продолжающий плодотворно работать в своей студии во Флориде Раушенберг занимается перформансами и фотографией.
Зарегистрируйтесь или , чтобы оставить комментарий.