Комбинирован- ная коза

Время публикации: 15 Января 2007
Автор: Анна Волохова

Произведениям Роберта Раушенберга - крупнейшего американского художника XX века -  точное название дать не получается. И в самом деле, вы бы как назвали шедевр в виде картины, на которой установлена шина и лохматая козья голова?  Называется он «Монограмма», и это одна из самых знаменитых работ Раушенберга. А что скажете про коллаж с веселой голой теткой, сидящей на березовых дровах рядом с головой петуха? И сам Раушенберг вроде бы и художник, но в то же время и скульптор, и модельер, и индустриальный дизайнер, и несомненный юморист – он вмещает в себя все. При этом художественный талант его – первой величины. Поэтому, а также потому, что он привнес в искусство массу свежих идей, его и считают предшественником практически всех послевоенных течений в искусстве и ключевой фигурой перехода искусства от американского абстрактного экспрессионизма к поп-арту.

На выставке, прошедшей недавно в центре Помпиду, были представлены «Комбинации» - самая известная часть творчества Раушенберга. До этого выставка проходила в музее Метрополитан в Нью-Йорке и в музее Современного Искусства в Лос-Анджелесе. Именно благодаря этим еще ранним работам он стал известен на весь мир. При создании этих коллажей художник помимо традиционных для живописи материалов использовал буквально все, что под руку попадется: куски ткани, металла, чучела животных и птиц, старые двери и шкафы, консервные банки и т.д. Получились объекты разного размера и формы: есть висячие, больше похожие на картины, и трехмерные, похожие на все что угодно.

Состав этих произведений искусства звучит скорее пугающе, но у Раушенберга все получилось удивительно гармоничным. Интересно, что, несмотря на всю свою хаотичность, «Комбинации» исполнены строго в соответствии с законами композиции. Когда смотришь на них,  кажется, что создать такое под силу любому: берешь кусок старой пластинки, пару газет, какую-ту железную штуковину непонятного назначения, похожую на древний магнитофон, ведро с краской и творишь. Приклеиваешь, к примеру, пару бутылок из-под Кока-Колы и крылья к шкафу – получается симпатичная летающая мебель. Или берешь откуда-то чучело орла, ставишь его перед коллажем из газет, чтобы крылья распростерты были, а рядом вешаешь подушку на веревке, похожую на камень, готовый упасть на невинного путника, - это «Каньон». Можно еще взять побольше газет и кусочков ткани, все вместе наклеить на ширму в художественном порядке – вот и готов еще один шедевр. 

Кажется, все очень просто, только бы найти орла. Поэтому, наверное, произведения,  напоминающие то, что создавал Раушенберг, есть почти на каждой  выставке-продаже: его творчество вдохновляет на подражание. Конечно, не такое масштабное и не такое новаторское – все-таки с тех пор уже прошло 50 лет. Вдохновления хватит только на маленькие картинки из старых вещей. И гармонии, которой удавалось достичь Раушенбергу, наверное, никому не добиться. Ведь он показал,  что красивыми могут быть любые, даже самые «плебейские» и на первый взгляд абсолютно уродливые предметы – важно только создать из них что-то действительно стоящее внимания.  

Родился Раушенберг в 1925 году, учился в Канзасе, Париже, а затем в известнейшем Блек Маунтейн Колледже в штате Северная Каролина. Ключевой фигурой, повлиявшей на его творчество, стал композитор Джон Кейдж. Раушенберг участвует во многих его музыкальных экспериментах.

«Комбинации» - это  ранние произведения художника, созданные после войны, в начале пятидесятых годов. Уже тогда главной задачей Раушенберга было самовоплощение. Для реализации замысла «Комбинаций», или так называемых Красных и Черных картин, артист собирал в единое целое различные «нехудожественные» материалы, которые он составлял в единое целое и покрывал краской. Ему нравилось искать новые, необычные для искусства объекты для своих произведений, ставшие визитной карточкой его творчества.

«Комбинации» Раушенберга – продолжение традиции в искусстве, начало которой положили еще кубисты и дадаисты.  Помимо их творчества главными источниками вдохновения художника послужили его детство, а также современная ему урбанистическая Америка и собственные размышления по поводу технического прогресса и его последствий для планеты.  В этих произведениях Раушенберг подытоживает весь накопленный за несколько десятков лет опыт современного искусства и объединяет множество различных его течений.

В то же время он порывает с этим прошлым, создавая новаторские работы, знаменующие переход к доселе неизведанным горизонтам искусства. Так, например, он выносит объекты сюжета за рамки картины или составляет в единое гармоничное целое несовместимые, а главное, неэстетичные объекты, каждый из которых равноценен другому – в «Комбинациях» нет главных и второстепенных составляющих. Один художник - представитель американского абстрактного экспрессионизма сказал, увидев коллажи Раушенберга: «Ну если это современное искусство, то я им больше не занимаюсь!» Ведь абстракционисты искали в искусстве нечто абсолютное, не существующее в реальности, в то время как подушки и куриные чучела Раушенберга представали перед зрителями во всей своей наглядности и приближенности к земному. 

Иногда стиль Раушенберга называли «неодадаизмом», настолько близки его работы к дадаизму, этому экспериментальному стилю в искусстве. Это название он делит пополам с творчеством художника Джаспера Джонса, с которым его связывают долгие дружеские и профессиональные отношения. Раушенберг часто повторял фразу о том, что хочет работать в «пространстве между искусством и жизнью». Другими словами, искусство и жизнь для него – это единое целое. Эти слова раздули утихшие было споры о разнице между предметами искусства и повседневного быта, порожденные движением дадаистов, в частности знаменитым «Фонтаном» Марселя Дюшана.

Раушенберг говорит, что на его творчество повлияли очень многие художники, в том числе Леонардо да Винчи. Помимо живописи и скульптуры продолжающий плодотворно работать в своей студии во Флориде Раушенберг занимается перформансами и фотографией.


Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Джемпер GIORGIO DI MARE
Бюстгальтер DIM
Легинсы
Платье MET
Трусы River Island
Бюстгальтер Topshop
Туфли открытые Betsy
Cуперузкие джинсы SKINNY
Юбка Marks & Spencer
Платье Веста
Брюки ICHI
Бикини
Классическая рубашка
Бюстгальтер DKNY
Повседневные брюки
Ботинки Crosby
Чулки 40 den ЗАГАР INNAMORE
Сапоги Shoiberg

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.