Пространство и время

Время публикации: 30 Ноября 2006

Представьте себе радиоактивное облако, обтянувшее тело, или огромный надувной шар, внутри которого просвечивается человеческий торс. Это часть современной моды – авангардные костюмы, ставшие в своем кругу символами поколения и новаторского дизайнерского искусства.

На днях в Лос-Анджелесе в национальном музее современного искусства (LACMA) открылась уникальная выставка лучших произведений современной моды под названием «Breaking the Mode: Contemporary Fashion from the Permanent Collection», представляющая на суд любознательных поклонников авангардного стиля лучшие работы культового модельера Comme des Garcons Реи Кавакубо, а также Исси Мияке, Йоджи Ямамото, Тьерри Мюглера, Руди Гернрайха, Хуссейна Чалаяна, Аззедина Алайи, малоизвестных китайских дизайнеров и других законодателей авангардной моды. Все эти несуразные и устрашающие на вид платья-кимоно, юбки-фонари и флуоресцентные блузы с гигантскими воланами в течение нескольких десятилетий собирались парой увлеченных коллекционеров Кэй Спилкер и Шэрон Такедой, ставших одновременно и кураторами открывшейся выставки.

Несмотря на то что в представленной коллекции все же преобладают творения Comme des Garcons и Issey Miyake разных лет, некоторые экземпляры все же заслуживают такого же, если не большего, интереса. К примеру, вязаное платье, «освобождающее тело», от немецкого модельера Руди Гернрайха, создавшего его в 1953 году, или несколько анатомических костюмов из лакированной кожи от Тьерри Мюглера конца 1980-х годов.

Выставка, представляющая более 100 великолепных и оригинальных экспонатов, условно поделена на несколько тематических секторов.

Зал «Конструкция» представляет удивительные по мастерству кроя и отточенности силуэтов платья и костюмы от Чарльза Джеймса до великого французского кутюрье Жан Поля Готье, заостряя внимание на поздних работах знаменитого деконструктора Martin Margiela или на искусственно порванном и скроенном из лоскутков джинсовой ткани платье от Junya Watanabe. «Метод конструкции является основополагающим компонентом дизайна как здания, скульптуры, так и предмета одежды, - говорит куратор выставки Шэрон Такеда. – Техника конструкции платьев в середине XX века стала основой западной моды последующих лет. «New Look», созданный Кристианом Диором в 1947 году, ввел моду на пышную женскую фигуру с крупными выдающимися формами, круглыми плечами, узкой талией и объемными юбками, достигающуюся с помощью четко смоделированных и искусно изготовленных внутренних каркасов. Его современник Кристобаль Баленсиага, напротив, основал свой стиль на особенностях структуры ткани и своем знании конструкторских приемов для создания той прославленной пышности и объема. В противовес западным дизайнерам их восточные коллеги – Реи Кавакубо, Исси Мияке и Йоджи Ямамото – представили в 1980-х годах новую эстетику, основанную на восточной концепции асимметрии. Они использовали драпировки и конструкторские приемы не для создания идеальной фигуры, а для достижения необычных форм, являющихся противоположностью существующим частям человеческого тела».

В зале «Материалы» можно полюбоваться великолепными образцами тканей, явившихся основой модернистского кроя, в том числе и гофрированными полотнами от Mariano Fortuny и того же Issey Miyake, больше других использовавшего их во многих своих коллекциях. В то время как мир высокой моды Парижа был всецело поглощен воздушными шелками, японцы уже творили свои бессмертные произведения искусства из полиэстера, термопластика и других авангардных тканей, способных видоизменяться под умелой рукой мастера - растягиваться, сжиматься и создавать тот самый бесподобный «эффект кокона».

Раздел, посвященный «Форме», демонстрирует примеры удивительной эволюции ткани на теле. Понятия идеальных форм бюста, талии, бедер, самого торса менялись почти каждый год, давая дизайнерам простор для фантазии и увлекательной работы. Если в начале XX века идеальной формой женского тела на Западе считалась объемная фигура с непременно присутствующим корсетом и пышной нижней юбкой, то уже через несколько десятков лет – в середине 1950-х годов – понятия о женской красоте изменились кардинально в сторону сужения силуэта и его предельной отточенности. Эластичные ткани, широко используемые Аззедином Алайей и Эрве Лежером, совершили настоящую революцию в области формы, практически обнажив женскую фигуру.

В завершение выставка предлагает посетителям познакомиться с различными «Концепциями» творчества западных и восточных модельеров. Некоторые, вроде Фрако Москино или Кристиана Диора, основывали свое творчество на исторической базе, анализируя различные события из прошлого и как бы воссоздавая моду былых времен. Другие – преимущественно в 1980-х годах - отталкивались от социальных особенностей времени, классовости, характерных признаков той или иной группы людей. А Исси Мияке, к примеру, и вовсе черпал вдохновение в философии и высших мотивах единства тела и души.

Кэй Спилкер говорит, что они вместе с Шэрон постарались продемонстрировать в экспозиции творения от самых настоящих радикалов от моды, «зацикленных на асимметрии, деконструкции и взаимодействии различных материалов и силуэтов и интерпретируя каждую вещь индивидуально на каждой конкретной фигуре». «Пятнадцать лет назад мы решили, что хотим собирать самые необычные платья, созданные современными модельерами, - рассказала Кэй Спилкер. – Это было в новинку, это было необычно, каждое платье находилось и приобреталось с большим трудом. Это теперь нам приходится считаться с необъятной коллекцией на интернет-аукционе eBay и другими современными средствами доступа к уникальным вещам. Тогда же это была большая редкость!»

Многие экспонаты выставки были приобретены частными коллекционерами Спилкер и Такедой при непосредственной финансовой помощи Института костюма лос-анджелесского национального музея.

Выставка, проходящая при поддержке сети дорогих универмагов Neiman Marcus, продлится до 7 января 2007 года.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.