Jouy: источник вдохновения

Время публикации: 9 Ноября 2006

Toile de Jouy (ткань Жуи) – это название набивной ткани, производившейся во французской мануфактуре под Парижем, в местечке Жуи-ан-Жоза (Jouy-en-Josas). Мануфактура, основанная Клодом-Филиппом Оберкампфом в середине XVIII века, была самой большой и известной в Европе: в 1805 году там трудилось свыше 1300 рабочих. Не дожив нескольких лет до векового юбилея, мануфактура закрылась, не выдержав конкуренции новых небольших фабрик, и вскоре была разрушена.

Разнообразие мотивов ткани Жуи зависело от моды. Во второй половине XVIII века  главной темой были цветочные мотивы. Источником вдохновения для создания таких рисунков, стилизованных или похожих на настоящие, в виде букета или по отдельности, стали индийские и персидские ткани и цветы Франции. Мода на возвращение к природе, пришедшая во времена Жана-Жака Руссо, сделала популярными пасторальные сценки, изображенные на ткани Жуи красными или синими на светлом фоне. В конце XVIII века  модной была роспись ткани историческими сюжетами. А в эпоху ампира на ткани Жуи изображают сценки из античных мифов. 

Сегодня от фабрики остался только уютный и тихий музей в Château de l’Eglantine, где хранится около 5 000 экспонатов: образцы тканей, шаблоны для набивки рисунка и старые документы, написанные изящным почерком. Перед музеем – сад с разноцветными клумбами в виде расстеленных для сушки полотен ткани. Постоянная экспозиция музея посвящена, разумеется, ткани Жуи. Визит начинается с исторического кабинета, где представлены архивы производства, портреты хозяев, принадлежавшие им вещи и мебель. В зале, посвященном технике производства, висят инструменты для создания ткани, основной из которых – узорчатые доски для набивки. 

Ткань Жуи – результат сложного многоэтапного процесса и долгой работы мастеров. В нескольких словах его можно описать так. Сначала ткань вымачивают в речке, сушат и пропускают между валиками, чтобы сделать ее гладкой. Потом набивают на ткань кислотой бесцветный рисунок с помощью деревянных или медных досок или валиков. Очищают от лишней кислоты и затем погружают в растительный раствор, дающий красный, фиолетовый, розовый цвета. Сушат, затем добавляют другие цвета кистью или деревянным шаблоном. В завершение наносят воск, опять пропускают через валики и полируют агатовым или хрустальным шаром.

История ткани Жуи такова. В конце XVII века Европа открыла для себя красочные хлопковые ткани с рисунками цветов и животных, привезенные из Индии. Однако жесткая конкуренция между традиционными мануфактурами хлопка и шелка вынудила короля Людовика XIV выпустить декрет о запрете импорта тканей из-за границы и развивать производство во Франции. В 1759 году во Францию приезжает множество иностранцев, знающих толк в производстве таких тканей. Одним из них был Кристоф-Филипп Оберкампф, немецкий гравер и художник. Ему предложили основать мануфактуру по производству тканей и руководить ею. Местечко Жуи-ан-Жоза выбрали из-за качества воды в реке, и уже в 1760 году мануфактура открылась.

Оберкампф был очень талантливым директором. Благодаря ему мануфактура и деревня процветали. Приближенный ко двору «короля-солнца» и преуспевавший при нескольких правителях, он сделал огромное состояние и получил орден Почетного Легиона из рук самого Наполеона. К нему в гости приезжали королевские особы: Мария-Антуанетта, императрицы Жозефина и Мария-Луиза и знаменитые ученые Монж, Лагранж, Шапталь. Однако предприятие Оберкампфа рухнуло вместе с падением Империи. Жуи-ан-Жоза, знававший лучшие годы, превратился в тихую деревеньку.

Итак, мы прогуливаемся по музею. От рисунка Жуи, представленного повсюду, – на обоях, занавесках, мебели, скатертях – у нас начинает понемногу рябить в глазах. Но настоящее погружение в эпоху ждет нас на втором этаже, где Ткань царит везде. Образцы разных лет представляют все изыски моды: ткань с рисунками персонажей кирпичных оттенков, цветочные мотивы, сцены из мифологии и истории. Кровати с балдахинами, болеро, платья и юбки завершают экспозицию, где помимо продукции мануфактуры Жуи представлены также работы других крупных фабрик того времени. 

Помимо постоянной экспозиции, в музее регулярно проводятся выставки, но, к сожалению, корреспондент FashionTime попала сюда в период затишья: предыдущая выставка, «Carte blanche aux créateurs», закончилась в начале сентября. Она была посвящена творчеству нескольких молодых дизайнеров, интерпретировавших ткань Жуи на свой лад для создания интерьера. Например, Серж Оливарес придумал «будуар Марии-Антуанетты», в котором ярко-розовый барочный стол со стеклянным верхом  и пуф были украшены тканью со знакомыми мотивами, но совсем необычными для классической интерпретации цветами. Аликс де Див создала комод, оклеенный тканью Жуи, который она органично вписала в современный интерьер. Теперь в музее готовятся к следующей экспозиции, которая начнется 24 ноября. Mode in Jouy расскажет о том, когда и в каком виде ткань Жуи возвращалась в моду в разные эпохи. На этой выставке также покажут свои творения известные модельеры и молодые дизайнеры, сделавшие вещи специально для этого события: Жан-Шарль де Кастельбажак, Джанфранко Ферре, Шанталь Томасс, Версаче, Язбуки, Лаура Эшли, марка белья Aubade и другие.

Для уставших от явной перегрузки зрительного аппарата в музее есть чайный салон, где рисунок Жуи, конечно, тоже везде присутствует, даже на салфетках, но есть также и вкусный цитрусовый чай и потрясающая терраса, достойная хорошего отеля, с видом на осенний (в нашем случае) лес и цветы.

Выставка Mode in Jouy, с 24 ноября 2006 по 30 июня 2007 года
Musée de la Toile de Jouy, Château de l’Eglantine,  54 rue Charles de Gaulle, 78350 Jouy-en-Josas



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.