Ретроспектива Balenciaga в Париже

Время публикации: 25 Октября 2006
Автор: Анна Волохова

Раз в несколько месяцев Музей Моды и Текстиля в Париже (Museé de la Mode et du Textile) проводит выставки, посвященные известным модельерам. Со всего мира собираются экспонаты: редкие платья, украшения, журналы, фотографии. Сейчас там проходит ретроспектива Balenciaga Paris, посвященная Кристобалю Баленсиага (Cristobal Balenciaga), творчество которого так удачно сейчас интерпретирует Николя Гескьер. 160 вещей знаменитого модельера, размещенные на выставке в хронологическом порядке и сгрупированные по темам, отражают творческий процесс, в котором главной задачей была чистота и строгость линий законченного произведения. Чудные платья 50-х годов, словно убежавшие из гостиных высшего света в беспокойный лилово-синий декор выставки, и отрывки из дефиле Balenciaga разных лет давности разглядывают японцы, дамы в черном и девушки из Восточной Европы. А за окном музея на улице Риволи толпы людей скупают одежду в Zara, H&M и Adidas...

Баленсиага родился в Испании в стране басков. Он очень рано проявил интерес к творчеству. Он вполне мог стать рыбаком, как и другие члены его семьи, но одаренный мальчик увильнул от исполнения долга перед семьей и стал модельером. Уже в 23 года он открыл свой Дом в курортном Сан-Себастьяне, где проводила каникулы обеспеченная испанская публика, а потом и в Барселоне и Мадриде.  Он часто приезжает в Париж закупать ткани, а также приобретает модели знаменитых кутюрье, Эльзы Скьяпарелли и Мадлен Вионне, и изучает их структуру. Сей процесс был для этого самоучки основной и единственной учебой. В 1937 году он обосновывается в Париже на престижной улице George V. При этом модельер продолжает работать и для двух своих Домов в Испании. Успех его коллекций оглушителен, и вскоре он получает у публики титул «короля парижского кутюра». Вскоре появляются первые духи Balenciaga «Dix» и « La Fuite des Heures », а также стойкая репутация самого дорогого Дома Мод, где ни о каких «скидках постоянным клиентам», сколько бы платьев они не покупали, и речи быть не могло.

Стиль Баленсиага – это абсолютное совершенство силуэта, чистота конструкции и одновременнно мягкость и женственность линий. Любимый цвет модельера – черный. Многослойность, объемность, воздушность, драпировки присутствуют во многих моделях, но ощущения перегруженности нет: высокий профессионализм и безупречное чувство пропорций никогда не изменяли мастеру. Акцент ставится на плечи и шею, а талия часто скрыта. Модельер черпает вдохновение в богатой культуре своей страны: накидки тореадоров, платья испанских инфант, неожиданные цветовые сочетания, мантильи из черного кружева или яркие драпировки стали для него основными источниками тем. Он использует множество разных материалов, любит толстые ткани, например шерсть, по его мнению хорошо передащую игру света и тени, для элегантных платьев и пальто.

Нельзя сказать, что одежда Баленсиага подчеркивает линии женского тела и воспевает его. Если говорить современным языком, сексуального в ней мало. Она закрывает и драпирует, оставляя недосказанность и загадку. Контуры тела лишь угадываются под ней. Она подчиняет себе женщину и диктует ей свои правила: как двигаться, какие жесты использовать. Может, и о чем думать - тоже. Это квинтессенция элегантности. Платье-пальто из черной шерсти хочется надеть с балетками или с туфлями на шпильках и пойти легкой и изящной походкой, как умеют ходить француженки, на прогулку по октябрьскому Парижу. Розовое вечернее платье похоже на музыкальную пьесу, настолько ритмично в нем расставлены акценты, создающие общую гармонию и законченность модели. Гармония присутствует во многих произведениях Баленсиага, несмотря на отсутствие талии и общую непохожесть на наши привычные представления об элегантном платье конца 50-х годов: уж очень остромодно они выглядят. Объемное лиловое платье с перьями, например, вполне могло быть произведением Вивьен Вествуд или Кристиана Лакруа. А вот тонкость и аккуратность работы мастериц, на которую можно любоваться часами, совсем не современная. Сегодня на такую кропотливую работу у Домов моды, гоняющихся за рентабельностью, чаще всего просто нет времени.

Есть несколько вещей, ставших настоящими иконами Дома. Это полуприталенный костюм, прилегающий к телу спереди и свободный сзади, созданный в 1952 году. Платье-туника, не облегающее талию и свободно ниспадающее с плеч. Это также платье-рубашка и платье «Baby-Doll», с его юбкой-колокольчиком действительно очень похожее на кукольное платьице.  

Модельер принял решение закрыть Дом Balenciaga в 1968 году. Учитель Андре Куррежа и Эмануеля Унгаро, отточивших свое мастерство и стиль во время работы в Balenciaga, он оставил своим последователям наставление в виде следующей фразы: «Хороший модельер должен планировать, как архитектор, лепить, как скульптор, подбирать цвета, как художник, иметь чувство гармонии музыканта и чувство меры философа».

Нынешний артистический директор коллекций Balenciaga Николя Гескьер делает все возможное, чтобы эта фраза воплотилась в жизнь. Вновь открытый в 1997 году под его руководством дом принадлежит сейчас группе PPR. Которая котируется на бирже и должна приносить как можно больше прибыли. Это значит – окупаемость производства, оправданность любых затрат, экономия и жесткие требования к сотрудникам. В том числе и к Гескьеру. Только Гескьер, как настоящая творческая личность, сам предъявляет к себе такие требования, что весь PPR на него любуется. Отсюда, наверное, его несколько хмурый вид: условия работы в компании, к которой благодаря его творчеству прикованы взгляды нескольких человек, решающих, куда двигаться моде в следующем сезоне, исключают ошибки. Но ошибок нет. Интерпретируя коды Дома Balenciaga в той степени, в которой это необходимо, амбициозный Гескьер идет впереди всей моды, делая авангардные и очень красивые коллекции. На выставке, оформлением которой он занимался, были представлены и его работы. Силуэты в черных очках, похожих на очки для плавания, из которых лились лучи лазера, стояли за полузатуманенными витринами. Из этих моделей видно, как далеко его творчество отстоит от произведений Кристобаля Баленсиага, но видно также,  как уважительно при этом он умеет интерпретировать наследие мэтра. Гескьер безошибочно выбирает то, что напомнит об истории и традициях Дома: рисунок, деталь или линию силуэта. Ведь именно за этим люди идут в магазин одежды класса люкс: за историей, скрытой в остромодной вещи.

Ретроспектива дает представление о том, как современна нынешняя мода, и как она непохожа на то, что было модно десятки лет назад, несмотря на все эти интерпретации старых вещей, которыми она цепляется за прошлое. Выставка не ностальгична, она совсем не вызывает грусти. Скорее хочется заглянуть на несколько лет вперед: что же такого нам приготовит очередное дефиле Balenciaga?   

Выставка открыта до 28 января 2007 года.



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.