Московская биеннале современного искусства: главные проекты

Время публикации: 16 Октября 2009
Автор: Игорь Кузьмичев
Нынешняя Московская биеннале, масштабно развернувшаяся на нескольких столичных площадках, – третья по счету. Она же первая, получившаяся действительно европейской, без всяких скидок.  Два пункта определили ее лицо и общую интонацию: глобализм и модность, постепенно переходящая в массовую популярность.   И правда, кажется, еще немного, еще чуть-чуть, и актуальное искусство пропишется в сетке канала "Россия" и начнет продаваться в супермаркетах (что само по себе звучит как синопсис очередного арт-проекта). Пока же этого не случилось, многочисленные ценители (и откуда они только взялись?) современного искусства оккупируют основные  экспозиции.

Куратор у Московской биеннале на этот раз один, и это безусловная звезда – Жан-Юбер Мартен (Jean Hubert Martin). Бывший директор Центра Помпиду, Мартен принимал участие в подготовке знаменитой выставки "Москва – Париж", устраивал проект 1989 года "Маги Земли", заявивший Восток в контексте современного искусства, и вообще, он приезжал в Москву еще в конце 80-х. К нынешней биеннале Мартен подошел, как всегда, лихо, заявив сквозной темой "Без исключения". В буквальном смысле, то есть без каких-либо рамок. Делай что хочешь.

В "Гараже" главный проект биеннале впечатляет водопадом и особенно курами, которых вот уже десять лет в разных странах скрещивает бельгиец Ван Мехелен (Van Mechelen). Здесь они как в чучельном виде, так и в самом что ни на есть живом. Подобно Мехелену Жан-Юбер Мартен свел вместе таких разных, но в то же время похожих Вика Мюниса (Vik Muniz) и его мусорщиков с мусорными баками Александра Бродского (о нем чуть ниже). Стоит обратить внимание также на живопись Лобанова и Пепперштейна.

В ЦУМе, на верхнем этаже, на самой большой площадке разместилась "Пространственная литургия" Олега Кулика. Парад-алле национального аукционизма – идеальный повод впасть в ностальгию по тем временам, когда человек-собака в своей концептуальной оголтелости соперничал с рубкой икон. Наиболее значимые проекты прошлых лет сняты на видео и пущены по белой простыне, будто это театр теней.

Проект "Русское бедное" (Пермский музей современного искусства), который курирует Марат Гельман, наконец привезли в столицу и разместили на фабрике "Красный Октябрь". Концепция Arte povera, "бедное искусство", в российском прочтении сменила политические акценты на буквальные: объекты производятся по принципу "что под рукой, все в дело". Картон, "убитая" посуда? Отлично, сгодится, мы же бедные. Юрий Альберт, Авдей Тер-Оганьян, Анатолий Осмоловский, "Синие носы", Ольга и Александр Флоренские и другие извлекают из минимума формы максимум содержания.

"Винзавод" показывает "Ночь перед наступлением" одного из бумажных архитекторов, Александра Бродского. Волнительная инсталляция; для тех, кому бумажники близки, в Третьяковке открыт еще и "Мавзолей", собранный Юрием Аввакумовым из ранних работ своих товарищей по цеху.

В Третьяковке можно видеть и проект "Не игрушки?!", в котором главными действующими элементами выступают, соответственно, игрушки – от разработанных советскими инженерами в тридцатые годы до творений Комара-Меламида.

В галерее "Проун" – чудная выставка под названием "Кудымкор — локомотив будущего". Екатерина Деготь и Леонид Тишков демонстрируют удивительную затею русского авангардиста Петра Субботина-Пермяка по окультуриванию односельчан, жителей родного Кудымкора, что в Пермской области. Сразу после Октябрьской революции вдохновленный новой жизнью Субботин вернулся домой и принялся просвещать  крестьян, нагружая их футуризмом. Как это было и что из этого вышло, можно увидеть в "Проун".    

Нечто похожее, правда, с поправкой на времена нынешние, делают Марина Звягинцева и ее "Спальный район". Около метро "Волжская" можно видеть объекты современного искусства, заключенные в железную кровать. Бесстрашно давить на психику жителей Люблино будут до 1 ноября.

В Baibakov Art Projects до 22 ноября выставлены 20 внушительных полотен Люка Тюйманса (Luc Tuymans). Выставка "Наперекор дню" – премьерный показ творчества знаменитого художника в России. Как говорится, спешите видеть. Не менее оперативно стоит посетить "Винзавод". Там до 25 октября "дают" голландцев из мастерской ван Лисхаут. А те, в свою очередь, представляют проекты "Город рабов" и "Cradle to Cradle". Форменное издевательство над настоящим и будущим.

Опять же до 25 октября в Манеже мировая звезда, фотограф Борис Михайлов. В России его знают не слишком хорошо, зато ценят в остальном мире. Никакого гламура, только настоящая жизнь, честная, без прикрас. Как в новостях канала «Россия».


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Инна
18 Октября 2009
Спасибо!
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.