Русские торги Christie’s: прогнозы и мнения

Время публикации: 18 Ноября 2011
Источник: FashionTime.ru
Аукционный дом Christie’s объявил о начале русских торгов, которые стартуют 28 ноября 2011 года и в рамках которых на продажу будет выставлена крупнейшая подборка произведений русского искусства. Фаворитами аукциона станут шедевры таких именитых художников, как Наталья Гончарова, Василий Верещагин, Борис Григорьев, Филипп Малявин, Александр Волков и другие. Бесспорными топ-лотами торгов станут выдающееся полотно кисти Василия Верещагина под названием «Распятие на кресте у римлян», выставляемое на продажу Бруклинским музеем, а также пара фарфоровых ваз, созданных мастерами Императорского фарфорового завода в эпоху правления Николая I. В рамках торгов вниманию коллекционеров также будет предоставлена подборка из более чем 40 работ Фаберже, многие из которых обладают императорским провенансом. Таким образом, к числу топ-лотов аукциона относятся редчайшие и масштабные произведения русского искусства, обладающие несомненной исторической значимостью, в то время как большая их часть появляется на рынке впервые с момента создания.

Художники XIX века

Помимо масштабной картины Василия Верещагина особого внимания заслуживает целый ряд выдающихся образцов русской живописи XIX века, включая ранее неизвестную и знаковую работу Виктора Васнецова (1848–1926) под названием «Богатырь». Под покровительством московских меценатов Мамонтова и Третьякова Васнецов спроектировал и построил новую мастерскую, площадь которой позволяла ему работать над монументальными полотнами. Именно здесь ему удалось закончить свой шедевр «Богатыри» (1876–1898 годы, Третьяковская галерея), изображавший Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича. К теме богатырей Васнецов вернулся в 1915 году, когда написал картину «Илья Муромец», на сегодняшний день находящуюся в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве. Выставляемая на продажу картина является более поздней версией этой работы, датированной 1920 годом (эстимейт £300 000–500 000). Эту картину также отличает монументальный размах, однако в данном случае всадник скачет на вздыбленном коне. Она находилась в семье настоящего владельца с того самого момента, как покинула студию художника, и с тех пор ни разу не выставлялась на продажу ни в частном порядке, ни на аукционах.

Искусство нонконформизма

В секции работ представителей искусства нонконформизма особого внимания заслуживает картина Ильи Кабакова (род. 1933) «Пейзаж с соснами», датируемая 1989 годом (эстимейт £250 000–350 000) и относящаяся к периоду творчества художника непосредственно после его отъезда из СССР, к моменту столкновения с новой для него западной реальностью. Эта работа является частью инсталляции 1990 года под названием «Сошел с ума, разделся и убежал голый», демонстрировавшейся в галерее Рональда Фельдмана в Нью-Йорке с 6 января по 3 февраля 1990 года. К числу других художников, представленных в данной секции, относятся Оскар Рабин, Василий Ситников и Лидия Мастеркова. Поколение более молодых художников будет представлено работой Светланы Копустянской под названием «История».

Русское декоративно-прикладное искусство

На предстоящие торги Christie’s будет выставлен целый ряд выдающихся образцов русского декоративно-прикладного искусства из частных европейских и американских собраний, многие из которых до настоящего момента никогда не появлялись на рынке. Фаворитами секции станут две пары превосходных фарфоровых ваз, изготовленных на Императорском фарфоровом заводе в эпоху правления Николая I. Медальоны одной из них украшен копиями картин Филипса Ваувермана (эстимейт £1 700 000–2 200 000, см. отдельный пресс-релиз). Вторая пара ваз относится к ограниченному числу изделий Императорского фарфорового завода, чье оформление имитирует поверхность различных горных пород и минералов. Используя позолоту и кобальтовую синь, мастера завода смогли передать характеристики ляпис-лазурита. Данные вазы оформлены заводским мастером Щетениным по мотивам картин в стиле Якоба Филиппа Хаккерта (1737–1807). Хаккерт был немецким художником, работавшим преимущественно в Италии, где снискал себе репутацию одного из ведущих мастеров пейзажной живописи того времени. Целый ряд работ Хаккерта находится в собрании Государственного Эрмитажа, куда они попадали благодаря заказам Екатерины Великой и императора Павла I (эстимейт £500 000–700 000).

Также к числу лотов предстоящих торгов относятся предметы из частных собраний, приобретенные в свое время представителями дипломатических служб. К таким предметам относится, например, ряд фарфоровых изделий из орденского сервиза, созданного на фарфоровом заводе Гарднера, ранее находившихся в коллекции Марджори Мэрривезер Пост (1887–1973), приобретенных ею во время службы ее мужа в качестве посла в СССР в 1930-х годах. Госпожа Пост общепризнанно считалась обладательницей одной из наиболее выдающихся коллекций русского декоративно-прикладного искусства, находившихся за пределами России. Данные предметы, выставлявшиеся сначала в частной резиденции госпожи Пост, а позднее – в одном из голливудских музеев, впервые появляются на рынке.

Находившийся в СССР в одно время с госпожой Пост итальянский посол также являлся большим поклонником русского декоративно-прикладного искусства и обладал обширным собранием фарфоровых и серебряных изделий. Среди предметов из его коллекции, выставляемых на торги Christie’s, следует особо отметить набор из 12 декоративных фарфоровых блюд из орденского сервиза св. Андрея Первозванного (эстимейт £50 000–70 000), а также серебряную супницу с частичной позолотой и чернью, созданную в 1799 году по заказу влиятельного покровителя искусств XVIII века графа Николая Петровича Шереметьева (1751–1809).

Обширную секцию работ Фаберже, состоящую из более чем 40 работ, возглавляет пара настольных часов с императорским провенансом. Впервые со времен Второй мировой войны на продажу выставляются находившиеся в частном собрании настольные часы, украшенные зеленой эмалью «гильоше» и драгоценными камнями, созданные мастером фирмы Фаберже Михаилом Перхиным и приобретенные 31 декабря 1899 года вдовствующей императрицей Марией Федоровной за 700 рублей (эстимейт £100 000–150 000). Также на продажу выставляются миниатюрные настольные часы в корпусе из оправленного в золото и платину родонита, украшенном эмалью «гильоше» и бриллиантами огранки «роза» (эстимейт £80 000–120 000). Данные часы с клеймом мастера Генриха Вигстрема были приобретены императором Николаем II в Санкт-Петербурге 21 июля 1912 года за 650 рублей.

Еще одним изделием фирмы Фаберже, заслуживающим особого внимания, является редкая серебряная емкость для охлаждения бутылок, изготовленная в форме армейского барабана, с клеймом мастера Юлиуса Раппопорта (эстимейт £300 000–350 000). Овальные картуши емкости украшены монограммами великого князя Николая Михайловича, изображениями императорской короны и двуглавого орла, а также разнообразных армейских трофеев. К числу топ-лотов секции также относится украшенный эмалью «гильоше» золотой презентационный портсигар работы Фаберже, подаренный императором Николаем II генерал-коменданту Карлу Кастену Абрахаму Варбергу (1845–1910) в ходе государственного визита императорской семьи в Швецию в 1909 году (эстимейт £ 40 000–60 000).

Творчество Марка Антокольского (1843–1902) будет представлено выдающейся бронзовой скульптурой «Мефистофель», чья высота составляет 170 см. Идея создания отлитого в бронзе в 1883 году «Мефистофеля» пришла к Антокольскому не позднее 1874 года, во время работы над скульптурой «Христос перед судом народа». Он писал: «Идея создания “Христа” наполовину закончена. Я желал бы продолжать и сделать еще один характер, не менее сильный, чем “Христос”, но совершенно противоположный, это – “Мефистофель”». Впоследствии скульптура выставлялась в Санкт-Петербурге, Германии и Австрии. В 1898 году в Вене Антокольский был удостоен за нее Большой золотой медали. Эта находившаяся в коллекции Джеймса Голдсмита скульптура впервые выставляется на продажу с эстимейтом £150 000–200 000.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.