На торги Christie's выставят скульптуру Матисса

Время публикации: 6 Октября 2010
Автор: Стася Соколова
Источник: FashionTime.ru
Топ-лотом вечерних торгов Christie’s «Искусство импрессионизма и модернизма», которые пройдут в Нью-Йорке 3 ноября, станет монументальный бронзовый рельеф работы Анри Матисса под названием «Обнаженная женская фигура со спины IV», являющийся частью одной из четырех серий «Стоящая спиной к зрителю».

Данная серия бронзовых рельефов в человеческий рост общепризнанно считается величайшим достижением в модернистской скульптуре ХХ века, в то время как ее лучшие образцы на сегодняшний день находятся в ведущих мировых музеях, таких как лондонская Галерея Тейт, нью-йоркский Музей современного искусства (MoMA) и парижский Центр Жоржа Помпиду. Предстоящие торги станут первым в истории аукционной практики событием, в рамках которого одна из этих скульптур выставляется на публичную продажу. Эксперты аукционного дома ожидают, что цена этого «завершающего аккорда» четвертой серии абстрактных скульптурных работ составит $25 000 000–35 000 000.

Если рассматривать все работы серии в совокупности, то можно проследить путь развития творческих исканий самого Матисса, который впервые обратился к барельефам в 1909 году, создав детальное и натуралистическое изображение одинокой женской фигуры, на которую зритель смотрит сзади – ее левая рука поднята вверх и держится за край стены, в то время как правая согнута за спиной. Несмотря на то, что эта первая работа не дошла до наших дней, ее замысел сохранился в первой серии произведений «Стоящая спиной к зрителю». На протяжении последующих лет Матисс неоднократно перерабатывал «Стоящую спиной», в результате чего к 1913 году сформировалась третья серия, а к 1916–1917 годам – четвертая.

Около 1930 года, более чем два десятка лет спустя после первой попытки, Матисс отлил четвертую скульптуру «Стоящая спиной к зрителю», которая стала самым ярким выражением той темы, что овладевала им на протяжении многих лет. Более усовершенствованная и утонченная скульптура теперь имела четкий архитектурный рельеф, разделяя фигуру женщины на три симметричные зоны – голову, волосы и позвоночник, вплавленный в колоннообразную форму по центру работы. Довольный результатом, Матисс хранил гипсовый слепок скульптуры в своей студии до конца жизни. Эксперты полагают, что стремление к простоте и пространственная композиция рельефа могли вдохновить Матисса на создание в более поздние годы одних из его самых прекрасных живописных работ, таких, как «Большое синее платье» 1937 года, которая сейчас находится в коллекции Музея искусств в Филадельфии. 

В отношении всех работ, созданных в рамках серии, Жерар Матисс, внук художника рассказывал его биографу Хилари Сперлинг, что если бы человек полностью посвятил себя изучению этих скульптур, то смог бы найти в них отражение всей жизни Матисса, для которой был характерен необычайный баланс, всегда находящийся на грани.

Несмотря на то, что скульптуры «Стоящая спиной к зрителю» всегда представляются как серия, давая зрителю возможность проследить изменение женской фигуры с первого по четвертый вариант, Матисс никогда не воспринимал их как серию, тем более, что они никогда не выставлялись в группе в течение его жизни. Каждый гипсовый слепок был отлит в бронзе в 12 экземплярах в течение 1948–1981 годов. Полные серии из четырех скульптур находятся в настоящее время в девяти музеях. Каждый бронзовый рельеф достигает около 183 метров в высоту и весит более 270 килограмм.

В последний год цены на выдающиеся скульптуры эпохи модерна сильно возросли, это вызвано огромным спросом на высококачественные работы импрессионизма и модернизма со стороны коллекционеров со всего мира. В июне на торгах Christie’s за $52.6 миллиона с молотка ушла уникальная скульптура Амедео Модильяни «Голова», побившая рекорд стоимости на работы художника и ставшая самым дорогим предметом, проданным во Франции. В мае на торгах Christie’s в Нью-Йорке небывалой стоимости в $53,2 миллиона достигла скульптура Альберто Джакометти, которая происходила из выдающейся коллекции госпожи Сидни Ф. Броуди. 

К другим топ-лотам предстоящих вечерних торгов «Искусство импрессионизма и модернизма» относятся работы Леже, Родена и Моранди из собрания Макса Палевски, а также творения Кайботта, Сера и Писсаро из собрания Уолтера и Филлис Шоренстайн.


Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.