Выставка «Сокровища Казахстана»: новый сезон искусства в Лондоне

Время публикации: 16 Июля 2010
Источник: FashionTime.ru
С 1 по 8 сентября 2010 года в главных выставочных залах аукционного дома Christie’s, расположенных в центре Лондона, пройдет выставка казахского и русского искусства XX века из собрания Государственного музея искусств Республики Казахстан имени А.Кастеева и частной коллекции. Шедевры казахского и русского искусства позволят зрителю проследить историю становления и развития казахской национальной школы живописи. Экспозицию пятидесяти полотен из музея Кастеева дополнят двадцать пять работ из частной коллекции известного казахстанского мецената Нурлана Смагулова, в которой широко представлено искусство казахстанских «шестидесятников» и современных художников.
 
Выставка станет уникальным событием в Западной Европе – это будет первая масштабная экспозиция музейной коллекции, состоящей из настоящих шедевров, не имеющих аналогов в мире. До сих пор собрание было практически недоступно для международного зрителя и только благодаря закрытию музея на реконструкцию у Christie’s появилась эксклюзивная возможность привезти в Лондон истинные сокровища Казахстана – монументальные полотна казахских художников и шедевры русских мастеров из постоянной экспозиции музея. Все картины из государственной коллекции можно будет снова увидеть в музее Кастеева, который будет открыт для публики в начале 2011 года.

Лондон выбран местом для экспозиции неслучайно, ведь он является мировым центром искусства, который, так же как и Казахстан, стоит на перепутье разных культур. По словам Алексея Тизенгаузена, главы международного департамента по русскому искусству Christie’s, выставка станет долгожданным и значимым событием для культурной жизни Лондона. «В Лондоне уже достаточно широко сформировался интерес к русскому искусству. Мы два раза в год проводим здесь русские торги Christie’s. Европейскому зрителю уже знакомы имена русских художников – Павла Филонова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Зинаиды Серебряковой, чьи работы включены в экспозицию. Мы очень надеемся, что теперь тут запомнят имена и казахстанских художников Абылхана Кастеева, Сергея Калмыкова, Канафии Тельжанова, Салихитдина Айтбаева, и выставка будет встречена с большим энтузиазмом и положит начало длинной истории знакомства Лондона с казахским искусством».

История музейной коллекции глубоко уходит корнями в 1930-е годы, когда более двухсот работ из Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изобразительных искусств имени А. Пушкина, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея были переданы в Алма-Ату как часть культурного обмена между республиками. Таким образом в коллекцию музея попала широко известная «Беспредметная композиция» (1910-е гг., на иллюстрации) Ольги Розановой (1886/87–1918). Картина, относящаяся к супрематическому периоду творчества художницы, построена на взвешенных цветовых взаимоотношениях.  

Позже собрание музея также пополнялось работами, купленными у частных коллекционеров. В музее имеется несколько произведений автора «Купания красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (1878—1939). Среди них – «Натюрморт» 1920 года (на иллюстрации). Эта совершенная пластическая четкость формы, ее своеобразная, непрерываемая чистота является для зрителя равнозначной четкости выражения авторской мысли. Полотно было куплено у Надежды Добычиной, владелицы знаменитого художественного салона, где впервые был выставлен «Черный квадрат» (1915 г.) Казимира Малевича (1878–1935), эвакуированной в Алма-Ату в начале Второй мировой войны.


Большую часть коллекции составляют работы, приобретенные на всесоюзных и республиканских выставках и напрямую у художников или их семей. Безусловными шедеврами являются монументальные полотна Молдахмета Кенбаева (1925–1993 гг.) «Беседа» (1958 г.) и Канафии Тельжанова (р. 1927 г.) «На земле дедов» (1958 г.) и «Кокпар» (1960 г.), переданные музею после участия в республиканских выставках. Кенбаев и Тельжанов, получившие образование в Москве и Ленинграде, мастерски используют приемы реализма для передачи национального духа и представляют собой переходный период перед возникновением казахского национального стиля в 1960-х. Своего рода манифестом художественных идей 1960-х стала картина Салихитдина Айтбаева (1938–1994 гг.) «Счастье» (1966 г.), в которой нашли свое отражение элементы, впоследствии ставшие центральными для национальной школы живописи: плоскостность, обобщение, цветовая насыщенность и образная символика.

Уникальность музейного собрания и искусства Казахстана в целом заключалось отчасти в географической отдаленности Алма-Аты от центра СССР. Если в Москве любое небольшое отступление от официальных стандартов социалистического реализма считалось чуть ли не изменой Родине и могло грозить ссылкой, то в Алма-Ате такой крайности не существовало. Художники, оставаясь в рамках соцреализма, тем не менее, могли быть более экспериментальны в своих поисках национального пластического языка. К тому же, очень часто московские и ленинградские художники, преследуемые властями за «формализм» и «приверженность западной традиции», ссылались именно в Казахстан. Среди русских художников, представленных на выставке, многие жили и работали в Казахстане: с 1934 года Владимир Стерлигов лишился права проживать в крупных городах и провел несколько лет в Алма-Ате, где заложил начало своему знаменитому чашно-купольному методу, а Сергей Калмыков и Павел Зальцман приехали в Алма-Ату театральными художниками и остались жить и работать в казахской столице.

Отдаленность от центра позволила не только местным авторам быть более экспериментальными, но и кураторам музея отдавать предпочтение именно художникам-авангардистам. Таким образом, музей Кастеева одним из первых стал активно собирать произведения художников, входивших в прогрессивное объединение начала двадцатого века «Бубновый валет». В различное время его членами были такие художники, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер и представленные на выставке Павел Кузнецов, Петр Кончаловский, Роберт Фальк и Александр Куприн.

Также, несмотря на завещание художника продавать или дарить работы только Русскому музею, сестра Павла Филонова согласилась передать несколько рисунков алма-атинскому музею, так как на тот момент только там могли выставить работы Филонова в рамках экспозиции. В  акварельном листе «Смена смене. Формула комсомола» (1925)  Филонов  придал образу современника вселенскую значимость, которая считывается и сразу, и постепенно благодаря плотному сосуществованию разномасштабных фигур, голов, букв и всевозможных геометрических форм. Всё здесь подчинено знаменитому «принципу сделанности».

Работы из частной коллекции Нурлана Смагулова дополняют выставку шедевров из музея Кастеева. В частном собрании находятся более тридцати живописных работ Жанатая Шарденова (1927–1992), чья виртуозная изобразительная манера делает художника поистине уникальным. Он передает красоту природы густыми мазками, создавая рельефную поверхность, – стиль, который сложно отнести к какой-либо категории или движению. Работы современных художников Абдрашита Сыдыханова и Кенжебая Дуйсенбаева также включены в экспозицию и показывают, насколько поиски национальной формы, национального духа актуальны и по сей день.

Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Бюстгальтер DIM
Легинсы
Джемпер GIORGIO DI MARE
Платье MET
Бюстгальтер Topshop
Трусы River Island
Cуперузкие джинсы SKINNY
Платье Веста
Юбка Marks & Spencer
Туфли открытые Betsy
Брюки ICHI
Бикини
Бюстгальтер DKNY
Повседневные брюки
Босоножки Hogl
Бермуды
Повседневные брюки
Дневной увлажняющий крем AVALON ORGANICS

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.