¬ыставка Ђ—окровища  азахстанаї: новый сезон искусства в Ћондоне

¬рем€ публикации: 16 »юл€ 2010
»сточник: FashionTime.ru
— 1 по 8 сент€бр€ 2010 года в главных выставочных залах аукционного дома Christie’s, расположенных в центре Ћондона, пройдет выставка казахского и русского искусства XX века из собрани€ √осударственного музе€ искусств –еспублики  азахстан имени ј. астеева и частной коллекции. Ўедевры казахского и русского искусства позвол€т зрителю проследить историю становлени€ и развити€ казахской национальной школы живописи. Ёкспозицию п€тидес€ти полотен из музе€  астеева дополн€т двадцать п€ть работ из частной коллекции известного казахстанского мецената Ќурлана —магулова, в которой широко представлено искусство казахстанских «шестидес€тников» и современных художников.

¬ыставка станет уникальным событием в «ападной ≈вропе – это будет перва€ масштабна€ экспозици€ музейной коллекции, состо€щей из насто€щих шедевров, не имеющих аналогов в мире. ƒо сих пор собрание было практически недоступно дл€ международного зрител€ и только благодар€ закрытию музе€ на реконструкцию у ChristieТs по€вилась эксклюзивна€ возможность привезти в Ћондон истинные сокровища  азахстана Ц монументальные полотна казахских художников и шедевры русских мастеров из посто€нной экспозиции музе€. ¬се картины из государственной коллекции можно будет снова увидеть в музее  астеева, который будет открыт дл€ публики в начале 2011 года.

Ћондон выбран местом дл€ экспозиции неслучайно, ведь он €вл€етс€ мировым центром искусства, который, так же как и  азахстан, стоит на перепутье разных культур. ѕо словам јлексе€ “изенгаузена, главы международного департамента по русскому искусству ChristieТs, выставка станет долгожданным и значимым событием дл€ культурной жизни Ћондона. Ђ¬ Ћондоне уже достаточно широко сформировалс€ интерес к русскому искусству. ћы два раза в год проводим здесь русские торги ChristieТs. ≈вропейскому зрителю уже знакомы имена русских художников Ц ѕавла ‘илонова, –оберта ‘алька, ѕетра  ончаловского, «инаиды —еребр€ковой, чьи работы включены в экспозицию. ћы очень надеемс€, что теперь тут запомн€т имена и казахстанских художников јбылхана  астеева, —ерге€  алмыкова,  анафии “ельжанова, —алихитдина јйтбаева, и выставка будет встречена с большим энтузиазмом и положит начало длинной истории знакомства Ћондона с казахским искусствомї.

»стори€ музейной коллекции глубоко уходит корн€ми в 1930-е годы, когда более двухсот работ из √осударственной “реть€ковской галереи, √осударственного музе€ изобразительных искусств имени ј. ѕушкина, √осударственного Ёрмитажа и √осударственного –усского музе€ были переданы в јлма-јту как часть культурного обмена между республиками. “аким образом в коллекцию музе€ попала широко известна€ ЂЅеспредметна€ композици€ї (1910-е гг., на иллюстрации) ќльги –озановой (1886/87Ц1918).  артина, относ€ща€с€ к супрематическому периоду творчества художницы, построена на взвешенных цветовых взаимоотношени€х. †

ѕозже собрание музе€ также пополн€лось работами, купленными у частных коллекционеров. ¬ музее имеетс€ несколько произведений автора Ђ упани€ красного кон€ї  узьмы ѕетрова-¬одкина (1878—1939). —реди них Ц†ЂЌатюрмортї 1920 года (на иллюстрации). Ёта совершенна€ пластическа€ четкость формы, ее своеобразна€, непрерываема€ чистота €вл€етс€ дл€ зрител€ равнозначной четкости выражени€ авторской мысли. ѕолотно было куплено у Ќадежды ƒобычиной, владелицы знаменитого художественного салона, где впервые был выставлен Ђ„ерный квадратї (1915 г.)  азимира ћалевича (1878Ц1935), эвакуированной в јлма-јту в начале ¬торой мировой войны.


Ѕольшую часть коллекции составл€ют работы, приобретенные на всесоюзных и республиканских выставках и напр€мую у художников или их семей. Ѕезусловными шедеврами €вл€ютс€ монументальные полотна ћолдахмета  енбаева (1925Ц1993 гг.) ЂЅеседаї (1958 г.) и  анафии “ельжанова (р. 1927 г.) ЂЌа земле дедовї (1958 г.) и Ђ окпарї (1960 г.), переданные музею после участи€ в республиканских выставках.  енбаев и “ельжанов, получившие образование в ћоскве и Ћенинграде, мастерски используют приемы реализма дл€ передачи национального духа и представл€ют собой переходный период перед возникновением казахского национального стил€ в 1960-х. —воего рода манифестом художественных идей 1960-х стала картина —алихитдина јйтбаева (1938Ц1994 гг.) Ђ—частьеї (1966 г.), в которой нашли свое отражение элементы, впоследствии ставшие центральными дл€ национальной школы живописи: плоскостность, обобщение, цветова€ насыщенность и образна€ символика.

”никальность музейного собрани€ и искусства  азахстана в целом заключалось отчасти в географической отдаленности јлма-јты от центра ———–. ≈сли в ћоскве любое небольшое отступление от официальных стандартов социалистического реализма считалось чуть ли не изменой –одине и могло грозить ссылкой, то в јлма-јте такой крайности не существовало. ’удожники, остава€сь в рамках соцреализма, тем не менее, могли быть более экспериментальны в своих поисках национального пластического €зыка.   тому же, очень часто московские и ленинградские художники, преследуемые власт€ми за Ђформализмї и Ђприверженность западной традицииї, ссылались именно в  азахстан. —реди русских художников, представленных на выставке, многие жили и работали в  азахстане: с 1934 года ¬ладимир —терлигов лишилс€ права проживать в крупных городах и провел несколько лет в јлма-јте, где заложил начало своему знаменитому чашно-купольному методу, а —ергей  алмыков и ѕавел «альцман приехали в јлма-јту театральными художниками и остались жить и работать в казахской столице.

ќтдаленность от центра позволила не только местным авторам быть более экспериментальными, но и кураторам музе€ отдавать предпочтение именно художникам-авангардистам. “аким образом, музей  астеева одним из первых стал активно собирать произведени€ художников, входивших в прогрессивное объединение начала двадцатого века ЂЅубновый валетї. ¬ различное врем€ его членами были такие художники, как  азимир ћалевич, ¬асилий  андинский, Ќаталь€ √ончарова, ћихаил Ћарионов, јлександра Ёкстер и представленные на выставке ѕавел  узнецов, ѕетр  ончаловский, –оберт ‘альк и јлександр  уприн.

“акже, несмотр€ на завещание художника продавать или дарить работы только –усскому музею, сестра ѕавла ‘илонова согласилась передать несколько рисунков алма-атинскому музею, так как на тот момент только там могли выставить работы ‘илонова в рамках экспозиции. ¬† акварельном листе Ђ—мена смене. ‘ормула комсомолаї (1925)† ‘илонов† придал образу современника вселенскую значимость, котора€ считываетс€ и сразу, и постепенно благодар€ плотному сосуществованию разномасштабных фигур, голов, букв и всевозможных геометрических форм. ¬сЄ здесь подчинено знаменитому Ђпринципу сделанностиї.

–аботы из частной коллекции Ќурлана —магулова дополн€ют выставку шедевров из музе€  астеева. ¬ частном собрании наход€тс€ более тридцати живописных работ ∆аната€ Ўарденова (1927Ц1992), чь€ виртуозна€ изобразительна€ манера делает художника поистине уникальным. ќн передает красоту природы густыми мазками, создава€ рельефную поверхность, Ц стиль, который сложно отнести к какой-либо категории или движению. –аботы современных художников јбдрашита —ыдыханова и  енжеба€ ƒуйсенбаева также включены в экспозицию и показывают, насколько поиски национальной формы, национального духа актуальны и по сей день.

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
 россовки Patrol
ѕлатье Grishko
Ѕазова€ футболка
Branca Flor Ѕрошь 190501
Ѕоксеры в принт
ћокасины Swims
‘утболка Miss Blumarine
ѕлатье
Ѕлузка с рукавами-колокольчиками
ћини-юбка
ѕижама: брюки и блуза Del Fiore
AMPTHILL TERRA PUT
Ѕосоножки Dali
Ѕрюки спортивные adidas
ѕлатье VIVANCE
’айтопы Harmont&Blaine
 остюм ¬еста
‘утболка с карманом

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.