Июньские торги Christie's: топ-лоты и прогнозы

Дата мероприятия: 2 Июня 2010
Автор: Алена Брик
Источник: FashionTime.ru
Партитуры Чайковского
Партитуры Чайковского
Рукописи Набокова
Рукописи Набокова
Рукописи Набокова
Рукописи Набокова
Топ-лотами предстоящих торгов Christie’s «Ценные рукописи и книги», которые пройдут 2 июня 2010 года, станут три уникальных произведения, созданных одними из ведущих представителей русского искусства.

Ранее не издававшиеся части рукописной партитуры оперы Петра Ильича Чайковского (1840–1893) «Мазепа» 1883 года с полной партией для оркестра (эстимейт £200 000–300 000, на иллюстрации справа), о существовании которых не было известно вплоть до сегодняшнего дня, являются истинным шедевром, впервые выставляющимся на публичные торги. Партитуры сочинений Чайковского, подписанные самим композитором, крайне редко появляются на арт-рынке. С момента начала Второй мировой войны это происходило лишь единожды – 3 июня 2009 года на аукционе Christie’s была продана партитура к опере «Орлеанская дева». Таким образом, ожидается, что предстоящие торги станут по-настоящему уникальным событием для арт-рынка.

Данная рукопись включает в себя завершение любовной сцены между Марией и гетманом Мазепой, происходящей в конце второго действия, и последнюю часть финала третьего действия в полной оркестровке, в то время как любовная тема исполняется исключительно под аккомпанемент фортепиано (специально для вокальной партии). Документ позволяет проследить за процессом создания произведения, во время которого композитор, видимо, в состоянии спешки, по ходу работы вносил множество исправлений, порой вычеркивая целые пассажи. Рукопись также содержит замечания, сделанные Чайковским красным и синим карандашами во время репетиционных исполнений оперы.

Первая постановка оперы «Мазепа» состоялась в Москве 3 февраля 1884 года на сцене Большого театра под управлением дирижера Ипполита Альтани. Практически одновременно с московской постановкой 6 февраля премьера прошла и в Мариинском театре в Санкт-Петербурге (дирижер Эдуард Направник). Несмотря на то, что опера имела оглушительный успех у московской аудитории, Чайковский уехал в Европу сразу же после премьеры, так и не посетив постановку в Мариинском, чем довольно сильно озадачил Александра III. После заверений Направника в том, что опера будет включена в постоянный репертуар театра, Чайковский принялся за доработку. В результате наряду с несколькими незначительными изменениями композитор практически полностью переписал две сцены, которые и вошли в данную рукопись. Так, из любовной сцены композитором было вычеркнуто порядка 65 тактов, и в целом по итогам всех исправлений опера была существенно сокращена. Все изменения были полностью учтены в постановке, которая состоялась на петербургской сцене 10 сентября под управлением Направника. Данные страницы были, по всей видимости, изъяты из общей партитуры, которая на сегодняшний день находится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки, во время внесения последних исправлений в апреле 1884 года. Полный свод партитуры, включающий в себя финальные изменения, не был опубликован вплоть до сентября 1899 года, что позволяет говорить о том, что данные страницы так и не были опубликованы в полной оркестровке.

«Мазепа» стала седьмой по счету оперой Чайковского, работа над которой заняла у него необычно много времени – он трудился над ней с сентября 1881 по 28 апреля 1883 года, а уже 10 мая 1883 года композитор отправил партитуру и либретто своему издателю Петру Юргенсону для публикации.

На торги также будет выставлено три лота, имеющих непосредственное отношение к Владимиру Владимировичу Набокову (1899–1977). Один из них – юбилейное издание «Сочинений» А.С. Пушкина, выпущенное Пушкинским комитетом в 1937 году под редакцией профессора М.Л. Гофмана (эстимейт £12 000–18 000). Данное издание буквально испещрено пометками Набокова на русском и английском языках, по которым видно, насколько тщательно он работал с текстами стихотворений выдающегося поэта. Местами это скупые замечания или перевод отдельных слов, в каких-то случаях Набоков выносит на поля переводы целых стихотворений, а где-то встречаются замечания по поводу значимости того или иного словоупотребления: «Ритм зловещего сближения участников дуэли, подчеркнутый эпитетами «тихо» и «ровно», напоминающими глухой звук шагов, любопытно предвосхищен в конце первой части ранней поэмы Пушкина «Кавказский пленник»…». Наиболее детальные замечания Набокова относятся к таким стихотворениям Пушкина, как «Вольность», «Разговор книгопродавца с поэтом», «К ***» (в данном случае Набоков приводит перевод начальных строк стиха на английский, немецкий и французский языки), «Эпиграмма (Из Антологии)», «Воспоминание» (здесь Набоков приводит свой развернутый комментарий на русском), «Герой», «Ода LVI», «Подражание арабскому» (незаконченный перевод на английский с многочисленными исправлениями). Комментарии Владимира Владимировича также приведены в конце первой части «Кавказского пленника» и на протяжении всего текста «Евгения Онегина», в то время как «Пиковая дама» содержит лишь краткие примечания. На отдельных листах встречаются зарисовки – в одном месте это эскиз бабочки, а в другом – зарисовка шахматной комбинации.

Лот № 218 представляет собой собрание из 58 набросков шахматных задач, созданных в период с начала 1930-х годов по 30 апреля 1974 года и подписанных «Vladimir Nabokov», «V. Nabokov» или «V.N.» (эстимейт £5000–8000). В своей автобиографии «Память, говори» Набоков пишет, что составление шахматных задач «требует от их сочинителя тех же качеств, что характеризуют подлинного художника: оригинальности, изобретательности, гармонии, точности, сложности и великолепной неискренности». Первые 18 задач были опубликованы Набоковым в сборнике «Стихи и проблемы», равно как и номера с 19 по 28. Решения задач в большинстве случаев приведены на оборотах в сопровождении комментариев.

Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Бюстгальтер DIM
Толстовка Patrizia Pepe
Легинсы
Чулки OPIUM
Повседневные брюки
Платье MET
Трусы Tommy Hilfiger
Брюки DRYKORN
Куртка-бомбер
Бюстгальтер Tommy Hilfiger
Туфли Menbur
Костюм EA7
Маска для лица ALBA BOTANICA
Босоножки Bronx
Ремень Lee
Джинсы Mustang
Джинсовая рубашка
Платье MY STYLE

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.