Русские торги Christie’s в июне

Время публикации: 19 Мая 2009
Автор: Стася Соколова
«Уцелевший»
«Уцелевший»
«Девушка в дозоре. Герцеговина»
«Девушка в дозоре. Герцеговина»

На русские торги Christie’s, которые состоятся 9 июня, будет выставлено 199 произведений русского искусства, включающих работы Ивана Айвазовского, Василия Шухаева, Василия Поленова, Олега Васильева, Ивана Похитонова и Фаберже. Эстимейты лотов варьируются от £400 до £450 000.

Полотно Ивана Айвазовского (1817-1900) «Украинская жатва», датированное 1857 годом, было написано художником в период его творческого расцвета (эстимейт £350 000–450 000 / $510 000–650 000). На холсте  Малороссия предстает перед нами как земля необъятных просторов и бескрайних пшеничных полей, простирающихся за горизонт. Эта работа зачаровывает зрителей не меньше, чем знаменитые морские пейзажи мастера. Мотив с изображением низкого горизонта и живописных украинских хуторов повторяется и в более поздних работах автора, например, на картинах «Ветряные мельницы в украинской степи при закате солнца» (1862, Государственный Русский музей) и «Обоз чумаков» (1862, Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского). Увиденный в ином ракурсе хутор с ветряной мельницей предстает перед нами в свете жаркого полуденного солнца. Для произведений этой серии характерна точная передача местного колорита и пристальное внимание к деталям. В отличие от поздних композиций, на картине «Украинская жатва» заметно отсутствие человеческих фигур. Айвазовский лишь указывает на неизменное присутствие человека, изображая проходящую через пшеничное поле тропинку и виднеющийся вдалеке хутор, что придает сцене ощущение тишины, прерываемой только трелью птиц, кружащих над пшеничным полем. Небо, играющее столь важную роль в украинской серии, заполняет большую часть пространства холста, передает могущество природы и дает понять, что человек – лишь ее малая часть.

На торги также будет выставлена марина Айвазовского под названием «Уцелевший» 1892 года (эстимейт £250 000–350 000). Данная картина была написана под впечатлением от трансатлантического путешествия в Америку, предпринятого Айвазовским в 1892 году. Образ человека, беззащитного перед всепоглощающей мощью природы, является одним из центральных в творчестве художника. Композиция полотна включает в себя бушующие волны, крутые скалы и штормовое небо. Все эти элементы восстали против одинокого человека, пережившего кораблекрушение. Концентрированный свет и темные тона производят практически театральный эффект, призывающий зрителя осознать весь драматизм ситуации.

Полотно «Финская деревня. Крыши» по праву считается одной из самых интересных работ, созданных Василием Шухаевым (1887-1973) во время его пребывания в Финляндии (эстимейт £300 000–500 000). В 1920 году художник покидает охваченную гражданской войной Советскую Россию и поселяется в финской пограничной деревушке Мустамяки, где с нетерпением ожидает получения французской визы, открывавшей ему дорогу в столицу культуры русской эмиграции – Париж. Серия произведений, выполненных Шухаевым в Финляндии, была создана под влиянием эмоциональных переживаний покинувшего родину художника, что интереснейшим образом повлияло на его живописную манеру. Строгая охряная цветовая гамма, угловатые очертания предметов, колючие формы голых деревьев, тянущих ветви к бледному серому небу, и острые крыши изб составляют основу композиционно-колористического решения картины «Финская деревня. Крыши». Работа была показана художником вскоре после его прибытия в Париж на легендарной выставке русского искусства в галере Ла Боэси, а позже – в рамках его совместной с Александром Яковлевым выставки в галерее Барбазанж.

В сентябре 1876 года Василий Поленов под предводительством генерала Черняева отправился на театр Русско-турецкой войны. Одно из своих впечатлений от военных действий Поленов запечатлел в работе «Девушка в дозоре. Герцеговина». В 1887 году, через год после создания, работа была оценена в 600 рублей. На сегодняшний день ее эстимейт составляет £70 000–90 000.

В 1893 году Иван Похитонов (1850-1923) жил большей частью в пригороде Льежа (Бельгия), куда он переехал из Парижа к своей сестре Анастасии и ее семье. В это время Похитонов познакомился с семьей бельгийского инженера Огюста Коллона, который несколько лет провел в Баку, занимаясь разработкой проектов, связанных с нефтяной промышленностью. Три работы Похитонова, выставляемые на июньские торги, – «Коровы на затопленном лугу» (эстимейт £12 000–15 000), «Заснеженный пейзаж» (эстимейт £10 000–15 000) и «Игра в шары» (эстимейт £25 000–35 000) – подписаны художником и сопровождены посвящениями тому или иному члену семьи Коллон, в собственности наследников которой они и находились до сегодняшнего дня.

Маревна (Мария Брониславовна Воробьева-Стебельская) (1892-1984) признана многими экспертами как одна из первых художниц-женщин, работавших в стиле кубизма. Дочь польского дворянина, она в 1910 году поступила в Строгановское училище, а в 1912 году переехала в Париж, где сблизилась с Жоржем Браком, Марком Шагалом, Анри Матиссом, Фернаном Леже, Амедео Модильяни и Пабло Пикассо. «Натюрморт с геранью» (эстимейт £30 000–40 000), датированный 1917 годом, это относительно ранняя работа художницы, для которой уже характерен смелый композиционный подход. В работе также заметно влияние мексиканского художника Диего Риверы, с которым у Маревны на тот моменты был роман.

Две работы Олега Васильева (род. 1931) – «Березняк на окраине Москвы» (эстимейт £60 000–90 000) и «После дождя» (эстимейт £40 000–60 000) – принадлежат к серии ностальгических пейзажей, написанных художником в 1993 году. В обеих работах заметно влияние русской пейзажной школы XVIII века, в частности, живописи Левитана и Куинджи. Выписанные с практически фотографической точностью пейзажи залиты неярким, но всепроникающим светом, что является результатом влияния на творчество Васильева пространственной философии его учителя Владимира Фаворского. В обоих случаях свет используется как способ расширения пространства холста и призывает зрителя задуматься над тем, что лежит за его пределами.

Что касается секции декоративно-прикладного искусства, то здесь будут выставлены изделия из фарфора и серебра, работы Фаберже, предметы военной амуниции и другие шедевры.

Фигурка слона
из цельного куска нефрита с бриллиантовыми глазами работы Фаберже 1900 года (высота около 12 сантиметров) оценена экспертами Christie’s в £40 000–60 000. Одним из самых известных коллекционеров фигурок животных работы Фаберже была императрица Мария Федоровна, в собрании которой находилось более 100 экземпляров.

В числе топ-лотов секции вниманию коллекционеров также будет представлен альбом с обложкой из позолоченного серебра с эмалью гильоше, перегородчатой и выемчатой эмалью, датированный 1875 годом, с клеймом мастерской Павла Овчинникова. Эстимейт составляет £100 000–150 000.

Выставка: 6-8 июня 2009, Christie’s, Лондон, Кинг-стрит, 8.
Торги: 9 июня в 14.00 (GMT), 17.00 (по московскому времени)

 

 



Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.