Русские торги Christie's: портрет Эдалжи Диншо кисти Павла Челищева

Время публикации: 9 Апреля 2009
Автор: Стася Соколова

В рамках русских торгов аукционного дома Christie’s, которые пройдут 24 апреля, на аукцион будет выставлен «Портрет Эдалжи Диншо» кисти Павла Челищева, написанный в 1940 году  (эстимейт $80000–120000).

Павел Челищев  (1898–1957) рос в семье калужского помещика и учился живописи у частных преподавателей. Рисовал Челищев с раннего детства, в период с 1916 по 1918 годы посещал художественные классы при Московском университете. В 1918 году, чтобы избежать последствий революции, Челищев переехал в Киев, где брал уроки у Александры Экстер и до 1920 года учился в Академии художеств. В 1920 году он уехал в Константинополь, недолго жил в Софии, работал над рядом балетных и театральных постановок, после чего в 1921 году переселился в Берлин, где начал писать натюрморты и портреты.

Начиная с 1923 года, Челищев живет и работает в Париже, где его творчество претерпевает фундаментальные изменения. Он отходит от яркой кубофутуристической манеры, перенятой у Экстер, и становится идеологом небольшой группы художников, известных во Франции как «неогуманисты» (или «неоромантики»). Из-под их кисти в основном выходили фантасмагорические пейзажи, написанные в мистических синих тонах. Творчество неогуманистов часто рассматривалось современниками как своеобразное эстетское ответвление сюрреализма, хотя фактически оно появилось благодаря русскому символизму начала века и испытало существенное влияние Челищева, пересмотревшего перспективы развития кубизма.

В своем творчестве Павел Челищев пытался запечатлеть процесс перехода человеческой души к бессмертию – тот процесс, который в социальном плане должен был привести к началу нового Золотого века. Подобные идеи, воплощенные в серии работ, над которой Челищев начал работать в 1930-х годах, занимали художника до самой смерти.

В период с 1919 по 1942 годы Челищев приобрел репутацию одного из самых смелых и передовых театральных художников своего времени. Его работы славились в основном новаторским использованием необычных материалов и драматическими световыми решениями. Среди самых известных постановок, над оформлением которых работал Челищев, следует отметить предпоследний балет дягилевской труппы – «Ода» Николая Набокова в постановке Леонида Мясина (Париж, 1928 год),  балет «Скиталец» на музыку Шуберта в Театре Елисейских полей (Париж, 1933 год), балет Пауля Хиндемита «Достославнейшее видение» в постановке Леонида Мясина (Лондон, 1938 год) и спектакль по пьесе Жана Жироду «Ундина» (Париж, 1939 год). Челищев стал гражданином США в 1952 году, а впоследствии по причине ухудшающегося здоровья переехал в Италию.

На полотне 1940 года, которое выставляется на торги Christie’s в апреле, изображен Эдалжи Диншо (1916–1970). Диншо, сын основателя и владельца ведущей индийской компании по производству цемента, родился в Мумбае, a скончался в Нью-Йорке, куда переехал вместе с сестрой накануне Второй мировой войны.
 
Павел Челищев мог познакомиться с Диншо в Лондоне или в Париже до 1934 года (в этом году Челищев вместе со своим партнером, американским поэтом и фотографом Чарльзом Генри Фордом, переехал в Нью-Йорк).


Биограф Челищева Паркер Тайлер упоминает эту картину  в своей книге 1967 года «Божественная комедия Павла Челищева»: «Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, в то время как горы на заднем плане «припали» к земле наподобие затаившегося леопарда. Картина была выставлена в доме Диншо, где висела над камином, неизбежно привлекая внимание и вызывая приступы благоговейного молчания у гостей». Судя по этому отрывку, хозяин картины придавал ей огромное значение.

 

Список лотов кисти Павла Челищева:

1. Лот №329
Павел Челищев (1898–1957)
«Портрет Эдалжи Диншо», 1940 год

Доска, гуашь
Эстимейт: $80000-$120000


2. Лот №330
Павел Челищев (1898–1957)
Эскиз к портрету Эдалжи Диншо, 1940 год
Чернила, бумага
Эстимейт: $5000-$8000

3. Лот №331
Павел Челищев (1898–1957)
Эскиз к портрету Эдалжи Диншо, 1940 год
Карандаш, бумага
Эстимейт: $4000-$6000

4.Лот №333
Павел Челищев (1898–1957)
Набросок портрета сэра Сесила Битона (1904-1980); набросок стоящей мужской фигуры; набросок сидящего мужчины; набросок согнувшейся мужской фигуры; спаривающиеся фигуры; портрет Эдварда Джеймса; набросок с изображением кошек; пейзаж с мистическими фигурами
Эстимейт: $12000-$16000

5. Лот №332
Павел Челищев (1898–1957)
«Анатомическая голова», 1946 год

Акварель, карандаш и гуашь на бумаге, прикрепленной к холсту
Эстимейт: $15000-$20000

6. Лот №334
Павел Челищев (1898–1957)
«Натюрморт с яблоками», 1930 год
Холст, масло
Эстимейт: $15000-$20000

 

 



 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.