ќлег  улик: Ђ√ламур Ц это изначально искусство покойников!ї

¬рем€ публикации: 13 Ќо€бр€ 2009
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: јлекс ’арадзе
Ќадежда —ырых встретилась с ќлегом  уликом - одним из самых одиозных концептуальных художников, автором хрестоматийного образа «человека-собаки», ключевым участником ведущих мировых выставок и человеком, способным остро поставить любые экзистенциальные вопросы.

¬аше творчество – своего рода синтез основных вопросов современного искусства.   аковы эти вопросы, можете их сформулировать?

– √лавный вопрос  современного искусства, как,  впрочем, и любого другого жизненного  дела заключаетс€ в том, чтобы  определить, кто ты есть, стать собой. ѕроблема в том, что не все согласны найти свою личность. »скусство же помогает посмотреть на себ€ со стороны. ќбычно эту функцию выполн€ет религи€, но вы же знаете, что Ѕога нет, в нашей стране его давно запретили и до сих пор, кстати, не разрешили. ÷ерковь, конечно, существует, но вопросы личности там уже не решаютс€. ѕоэтому современное искусство и соедин€ет все эти сложные, неудобные вопросы: зачем мы по€вились в этом мире, кто мы такие и что это за мир. 

– Ќе только современное искусство, любое искусство решает такие вопросы.

– Ћюбое искусство решает как первичную, так и вторичную задачу. ѕервична€ задача у любого искусства та же сама€, что и у любого другого вида де€тельности – коммерческа€, то есть выживание. —овременное искусство – это некоммерческа€ форма исследовани€, а художники провоцируют общество через неудобные темы, через боль.

– ј на что тогда трат€т деньги актуальные художники, которые за 100 миллионов продают свои инсталл€ции?

– Ќа детские  дома, на сирот, на идиотов, больных и несчастных.

–  унс, ’ерст и “рейси Ёмин просто св€тые люди, оказываетс€!

– Ќе знаю насчет  унса, но вот ’ерст очень много работ хороших художников покупает, поддерживает их. “рейси Ёмин действительно почти св€та€ женщина, она живет очень скромно и многим помогает. ј большинство людей сегодн€ через внешние признаки показывают: «посмотри, какой € свободный, у мен€ есть машины, дома, квартиры», но внутренне они рабы этих вещей. Ќасто€щий просветленный человек сидит в горах, ест немножко зелени, зерна и наслаждаетс€ солнечным светом, получа€ оттуда всю энергию.

– ¬ы  о каких-то эльфах говорите! —овременные художники все-таки, как правило, люди, успешно интегрированные в бизнес-механизмы.  

– ѕо-разному бывает. ј сколько художников загибаетс€, совершенно не понима€, что вообще кругом происходит!

– ’отелось  бы поговорить о монетизации  процесса. јукцион – это коммерческое меропри€тие. ќн отталкиваетс€ от спроса, который формируют выставочный центр и музей. “о есть получаетс€, что эти структуры формируют имидж и расценки на работы актуальных художников. “о есть, по сути, все зависит от галеристов, кураторов?

– Ќичего от них не зависит.  

– „ей толчок тогда помогает продавать на аукционе за бешеные деньги зал€панные кровью, спермой и мусором кровати св€той женщины “рейси Ёмин?

– Ќу вот сделайте зал€панную кровать и продайте ее! Ќасто€щий художник творит из пустоты. “олько ему решать, сперму свою показать или бриллианты. ј дальше актуального художника уже ничего не волнует.  

– Ќу вот он зал€пал  кровать, никто до него этого не делал, это актуально. Ќо дл€ того, чтобы эту кровать продать, какой-то галерист или куратор все-таки должен помочь сформировать правильный имидж дл€ этого художника в целом и дл€ этой работы в частности, чтобы по€вилась цифра, расценки.  то это люди, от кого завис€т подобные вещи?

– я завишу  только от своей жены.

– “о  есть ƒаша ∆укова, ќльга —виблова  и прочие ничего не решают?

– Ќичего. ћо€ соседка очень много решает в моей жизни – она посто€нно требует, чтобы € мыл лестничную клетку. я должен подчин€тьс€. ј что могут сделать ƒаши, ќли, —аши, ¬аси? „то они мне могут дать, что они у мен€ могут отн€ть?  

– „тобы даже за самую гениальную идею заплатили, ее надо оценить. ƒл€ этого есть авторитетные эксперты.

– ј чего ее  оценивать? » так пон€тно, что иде€ гениальна. ¬ы знаете, что тот же череп ’ерста не продали? »менно потому, что его цена бесконечно росла. —начала за него платили 63 млн, потом 70, теперь 100. Ёто показывает, что это вещь бесценна.

– ћожно ли механически просчитать, что будет актуально? Ќе случайно же говор€т, что в современном искусстве много шарлатанов – людей, которые нащупывают какие-то темы дл€ разного рода профанаций.

– ћеханически можно перерезать горло. ¬ этом мире нельз€ механически делать ничего, что было бы живым. ¬се, что с нами случаетс€, – это от Ѕога. ¬се, чего мы хотим, – это от дь€вола. Ћюбое планирование – это всегда отставание, это всегда фантазии, иллюзии, они никогда не реальны.  

– ѕродажа бриллиантового  черепа за 120 миллионов  – это разве  не прагматичное  следование арт-тенденци€м?

– ј почему  вы думаете, что это не гениальный  жест? ¬от как раз, если вы  знаете контекст, то поймете, что ƒэмиэн ’ерст – это не человек, который занимаетс€ коммерцией. Ёто человек, который дуракам, идиотам и всем, кто хочет легко пон€ть этот мир, показывает то, чего они больше всего бо€тс€ и больше всего хот€т. —мерть и бриллианты.

– Ќо мы же как раз говорим о том, что он пон€л, что надо идиотам, и впаривает им то, что, как они считают, сделано талантливо. “о есть он просчитал этот механизм и грубо воплотил очевидную метафору – засыпал бриллиантами череп или замариновал акулу – и сообщил миру, что это по наитию и что это живое. ј на деле – коммерческа€ схема, грамотный просчет.

– ѕросчитать-то можно, но важно намерение. ћы все что-то просчитываем, все что-то анализируем. Ќо дальше, когда начинаешь делать, твои просчеты уже не работают. я понимаю, что € хочу ребенка, или € хочу любви, € хочу кому-то что-то нехорошее сделать – это все просчеты. я должен придти и это сделать. » вот многие перед этим останавливаютс€. ѕросчеты нужно остановить в этом месте. » вот что делает ’ерст? ќн, конечно же, находитс€ в этом реальном мире и не знает, как из этого мира наживы выйти. Ќевозможно ничего противопоставить, трудно что-то доказывать. “огда он доводит ситуацию до самоубийства – показывает как бы такое духовное искусство, на которое требуютс€ деньги, воплощенное в абсолютно бездуховную мертвую вещь.

– “о есть это своего рода стеб?

– Ёто своего  рода серьезна€ концептуальна€ работа. —теб – это мы можем сказать. ј простые люди не могут этого сказать. ќни не понимают, что это стеб.

–  ак вам кажетс€, он это делал всерьез?

–  онечно, всерьез!  ¬серьез в этом несерьезном мире. ¬от вы говорите маленькому ребенку «утю-тю-тю-тю» – это серьезно или несерьезно? Ёто очень серьезно! ¬ы же не будете ему говорить так: «—тарик, ты пойми, что экзистенциальна€ правда не в том, что ты хочешь писать, а в том, что € должен вытирать за тобой». Ќет. ¬ы берете и вытираете за ним. » это очень серьезно. Ќо со стороны кажетс€, что вы играете.

– ¬ы  считаете ’ерста большим художником?

– я считаю его великим. Ќо это не значит, что всем надо выставл€ть такие же черепа. Ёто сродни истории про двух буддистов. —ид€т два просветленных мастера, подходит ученик, делает какой-то дурацкий жест и бьет палкой по земле. ”читель говорит: «ѕрекрасно!» ѕодходит к другому учителю, делает такой же дурацкий жест, и бьет палкой. «ѕлохо!» ѕочему? ѕотому что когда ты что-то делаешь первый раз, спонтанно – это прекрасно.  огда ты это повтор€ешь, это всегда плохо. ’ерст открыл нам возможности цинизма.

– ¬ы часто ругаете ’ерста, а сегодн€ он дл€ вас гениален?

– я противоречив.

– ѕрин€то считать, что ќлег  улик - мастер акционизма,  хэппенинга, перформанса. ¬ каких жанрах  вы пробуете себ€ сегодн€?

 - ѕространственна€  литурги€. Ёто жанр, где главным  действующим лицом €вл€етс€ не столько  даже художник и произведение искусства, сколько само пространство, где это происходит. ¬от, например, здесь собрались очень разные люди, но они собрались в одном пространстве, и оно принимает всех: и убийцу, и депутата, и художника, и женщину, котора€ не хочет иметь детей.  акие бы они ни были разные, они все наход€тс€ в одном пространстве, оно их любит, оно их принимает. Ёто очень интересное свойство. ¬от люди бы поучились у пространства. Ќо при этом мы его никогда не замечаем. »ли, по крайней мере, замечаем только сначала, а потом уже думаем о собеседнике, о себе, о своих иде€х, о чем угодно – а пространство никогда не замечаем, потому что оно не требует от нас ничего.

– ¬ы часто выступаете  с антигламурными  лозунгами, но  пространством дл€  последнего вашего  проекта выбрали  ÷”ћ.  ак это  понимать? √ламур стал более сознательным или вы помен€ли свое отношение к нему?

– √ламур  стал более сознательным? “руп стал более живым? √ламур – это изначально искусство покойников. ƒл€ мен€ не важно, где что-то интересное и живое по€витс€: в туалете, гараже, цирке, ÷”ће. ¬ажно – как ты себ€ чувствуешь. я хотел создать очень сильное напр€жение между миром вещей без людей и миром людей без вещей. √олые люди и голые вещи. ÷”ћ выступил неким камертоном.  ак у гитары – мы дергаем струну, а по€вл€етс€ звук.

– ј кто кого нашел? ќни к вам обратились с предложением?

– я думаю,  это взаимный процесс. ћы долго  обнюхивались. ќни так уже наполнили себ€ материальными ценност€ми, что захотели как-то переконвертировать  это во что-то более легкое, хотели немного облегчить содержание  своего желудка.  

Ќачалось все с того, что у мен€ случилс€ сон, что € пошел на перформанс к другу. я вообще не очень люблю ходить на перформансы своих друзей – это вещь така€ тонка€ и интимна€, и редко получаетс€ хорошо. “ут ведь человек всей своей душой что-то изобразил, рискнул, ему и так неудобно. » вот он подходит к тебе такой весь запыханный: «Ќу как, старик?» Ќе скажешь же ему: «√овно!» “ы начинаешь как-то аккуратно: «»нтересно, конечно…» Ќеудобно ведь. Ќу вот, значит, прихожу – огромна€ толпа, €, как всегда, опоздал. ј перформанс уже происходит. » € смотрю, там что-то такое голое мелькает: то ли дерутс€, то ли любовью занимаютс€, то ли кого-то бьют. » вдруг € поворачиваюсь (во сне), смотрю – огромна€ стена, и там лампа и тень. » тут € почувствовал себ€ ребенком в пещере: когда первые люди жили в пещерах, дети спали, а взрослые готовились к охоте и пл€сали вокруг костра. » € пон€л, что мне нужно найти место силы, где € про€вил бы вот эти духи земли. ѕри помощи магов, йогов, волшебников и экстрасенсов € просканировал территорию ћосквы и узнал, что самое сильное место – это ÷”ћ. Ќо в силу того, что люди ищут не высшее, а низшее, то высшее они наход€т просто в вещах: в трусах, маечках, кофточках.  

– —вой  проект вы обсуждали непосредственно с Ћеонидом ‘ридл€ндом?

– ƒа.  стати – нежнейший, тонкий, глубокий человек! ¬се, кому € ни рассказывал про эту идею, говорили, что это глупость. ј с ним мы много пили, хорошо закусывали, долго говорили. » он сказал: «√ениально! —тарик, € пон€л твою идею. “ы хочешь создать лодку дл€ перевоза людей в потустороннее пространство. —оздать такое пространство за пределами этой реальности!» ÷”ћ – это граница. “ам же все эти вещи, надеть которые невозможно никуда, кроме как на панель или в гроб. Ёто же вещи непон€тного происхождени€ – вещи богов.  

– ¬ещи  обычные, только в ÷”ће они сто€т больше, чем где бы то ни было...

– ¬от именно  поэтому и необычные. ÷ена, все-таки, очень важна€ вещь, она представл€ет ценность. “ы туда приходишь не  за вещью. “ам каждый огл€дываетс€, такой счастливый: вид€т ли его, что он в ÷”ће!  онечно, такой галстук можно за углом и в 2 раза дешевле купить, но он и будет в 2 раза хуже. ћагазин дарит люд€м счастье.  

– «начит,  гламур – это зло, а люди, которые взращивают его, – тончайшие люди?

– √ламур – это  некотора€ абсолютизаци€ бессмысли€. Ћюди удовлетвор€ют потребности, и кто-то просто помогает им это делать.

– “о  есть ‘ридл€нд делает то же, что и ’ерст?

– ƒа, Ћеонид ‘ридл€нд  – это ’ерст своего дела. » того, и того можно упрекнуть в  циничности, и того, и того можно  упрекнуть в гламурности. Ќо ни того, ни того вы не упрекнете в глупости и бездарности.  

– ј где вы одеваетесь?

– ¬ ÷”ће.

– ¬ам там делают скидки?

– Ќу что вы! Ќеинтересно тогда, со скидками-то. „то ж €, люмпен какой-нибудь.

– √л€нцевые журналы читаете?

– ѕорнографические  в основном. ’от€ даже в гл€нце есть искра божь€. —тать€ «50 поз, с помощью которых можно удовлетворить мужа» – это €вно божественна€ вещь. Ќо пон€тно, что удовлетворить мужа никто с помощью этой статьи не сможет.

– ј вы считаете, что  тот, кто читает гламурные  журналы, не может быть глубоким человеком?  

– „еловек, который  читает только гламурные журналы, уже не может. ј человек, который иногда в туалете загл€дывает в гламурный журнал, может. ¬ажно же, с каким намерением. Ѕывают умные журналы типа Esquire. —ейчас он стал похуже, а вот первые номера были великолепны. “ам и дл€ тупых, и дл€ средних, и дл€ очень тонких читателей, причем в одном и том же материале. ѕосмотрите на их обложки – всех красавцев снимают как уродов, и оторватьс€ невозможно!   

– ќбыватели – это носители консервативного  сознани€ или ментально ограниченные люди, разбудить которых призвано современное искусство?

– Ёто не то  и не другое. Ёто ханжеское  сознание, которое используют в качестве иллюзий, заблуждений, недоговорок, чтобы защищать свои непросветленные мозги от €ркого солнечного света.

– ќбывателю надо быть просветленным? »ли тогда постмодернизму нечего будет ломать?

– „то значит  «надо»? ≈му было бы легче от этого.  Ќо обществу это не надо. ѕотому что просветленный человек не участвует в товарно-денежных отношени€х. ќчень многие рынки рухнут, государство, бизнесмены, товаропроизводители перестанут получать прибыль. ≈сли человек просветленный, он не одеваетс€ в дорогие одежды, не покупает огромное количество машин и оружи€, не защищаетс€. 

– —ейчас  contemporary art – очень модное направление. ¬се продвинутые люди вз€ли за правило посещать биеннале, в гл€нцевых журналах бесконечные арт-обзоры, в приличных домах  унс на стене – такой же тренд, как чемодан Louis Vuitton. — чем это св€зано?

– ≈сть 2 вещи  в мире, которые всегда будут волновать человечество – это футбол и современное искусство. “олько здесь возможна хоть кака€-то игра, кака€-то свобода. 

– —овременное искусство совсем недавно стало  волновать массы, и тренд задали оп€ть же богатые известные люди, которые стали галеристами, приобрели аукционные дома и заменили шопинг коллекционированием.

– Ќо это только  кухарок стало недавно волновать, а думающих людей это волнует давно. ≈ще в 90-е обо мне было больше 100 публикаций в «ћосковском комсомольце» – а тогда там были миллионные аудитории.

–  то, на ваш взгл€д, самый интересный представитель сообщества актуальных художников сегодн€, а кого вы считаете чисто коммерческим художником? 

ѕрекрасных художников, которых знает весь мир, много: јндрей ћонастырский, ¬адим «ахаров, —ергей јнуфриев, јнатолий ќсмаловский... Ќо Ќикаса —афронова мир не знает, а у нас все знают Ќикаса —афронова. Ќо он даже не плохой художник, € бы сказал, он вообще по другому ведомству проходит. ƒаже не знаю какому…  ак приложение к недорогой мебели.  

– ¬ам всегда пон€тно, что  зашифровано в  работах ваших  коллег?

– Ќет, конечно.  Ќо мне всегда пон€тно, что  во многих работах ни хрена не зашифровано. ј чтобы пон€ть, что зашифровано, надо подумать, посмотреть, пообщатьс€. ѕонимание  искусства – это очень трудный процесс.

– ћожно ли этому научитьс€ или должна быть генетическа€ предрасположенность?

– ћожно ли научитьс€ летать? Ќаверное, можно. Ќо придетс€ рискнуть, можно разбитьс€. “о же самое с искусством, оно  как любовь – все понимают, что такое любовь. ѕри этом любви нет нигде, никто никого не любит. ¬се занимаютс€ гл€нцевым мастурбационным проектом. Ќадо открытьс€, начать ему отдавать, тогда в вас войдет что-то.  Ћюбовь открывает второе солнечное сплетение, и от вас така€ идет энергетика, что все гадости отстран€ютс€, и вы получаете гораздо больше, чем отдаете! “ак что как только человек полюбит, он получит, а если он хочет только получать без отдачи – это будет такой поверхностный массаж, который никак не проникает внутрь.

–  акими средствами вы достигаете гармонии – йога, медитации, мантры? »спользуете только внутренние ресурсы, никакого допинга? 

– √армонии €  достигаю именно тем, что пытаюсь  совместить разные средства. Ќо  допинг – никогда. “олько чай, любовь и разговоры. 

– ¬ы  моногамны?

– ¬се люди полигамны. я прошел неправильный и очень сложный эксперимент, который оставил т€желый след в душе. Ќичто так не травмирует, как неправильное понимание отношений с женщиной. Ќичто. ¬се остальное – ерунда. » наоборот, ничто так не дает силу, как правильна€ трактовка и понимание. ѕо сути, это кака€-то шизофрени€ – искать варианты счасть€ по гл€нцевым журналам. ≈сли ты действительно  интересуешьс€ данным вопросом, ты волей-неволей становишьс€ моногамным, идешь вглубь. “ак что сейчас € абсолютно моногамен.

–  ак вы оцениваете людей – рационально  или интуитивно?

– »нтуитивно.

– ј бывало такое, что  вы ошибались, мен€ли свое мнение? 

– ¬се врем€  ошибаюсь. ¬ силу того, что не учитываю многих факторов. я могу быть прав локально, в определенном контексте.

– ‘илософска€ составл€юща€ какой религии вам наиболее близка?

– Ѕуддизма. Ќо не фен-шуй – это все гламурна€  часть буддизма.

– ѕринцип организации  пространства - одна из составл€ющих буддистского мировоззрени€. 

– ѕонимаете,  существует очень много подпорок  дл€ инвалидов. ј если ты не инвалид, то тебе не нужны подпорки, принципы организации пространства, оно само организуетс€ так, как ты хочешь, если ты внутренне светлый, сильный человек. я, например, люблю спать дома на полу – где упал, там и сплю. ƒл€ этого у мен€ фен-шуй один – хороший дубовый пол. ѕоэтому € падаю, где хочу, и мне всегда хорошо. ¬от приехал великий мастер фен-шу€ из √онконга, € его спрашиваю: «√де мне спать, где мне колокольчики повесить?» ќн отвечает: «—лушайте, не парьтесь этой херней, какие колокольчики?! ¬ам нужно спать у дверей, головой к выходу, на коврике». я говорю: « ак? Ёто же место дл€ собаки». ј он мне: «Ќу вот это место дл€ вас очень подходит». я там редко сплю, но иногда, когда пь€ный падаю, бывает. 

– “ак вы все-таки алкоголь употребл€ете, не только чай с травами?

– ќ-о-о, еще  в каких количествах, вы не  представл€ете! я вчера выпил  полбутылки очень дорогого конь€ка  со своей женой, напилс€, как свинь€. “акое настроение пришло. ƒумаю, куплю-ка € к вечеру  бутылочку вина. ј потом прохожу мимо конь€ка, тут же спонтанно мен€ю решение, покупаю бутылку конь€ка, лимон. ѕришел домой, вз€л бокалы, долго грел, нюхал… Ќо € это делаю очень редко. јлкоголь на мен€ действует как-то ужасно.

– —егодн€ образованные и интеллигентные люди, жела€ поддержать беседу, поминают всуе ƒашу ∆укову и ее «√араж». 

– ƒа, это омерзительна€  привычка – ругать ƒашу ∆укову. ѕосмотрите на нее – ей, видимо, так уже надоело  это современное искусство! Ќо надо, надо. ¬се знают, что в Ћондоне  все шпионы и все любители современного искусства. ј иначе там прописку не дадут.

– ¬ы считаете, что без чуть€ и опыта можно се€ть разумное, доброе, вечное? ѕлощадку «√араж» как оцениваете? 

– ¬еликолепно!  ќтобрать у сектантов это прекрасное  место, восстановить его, сделать биеннале, куда все кухарки бегают... Ќа «ападе это уже забыли 20 лет назад, а у нас наконец увидели, что современное искусство может быть достаточно красивым, интересным, интригующим. Ќе просто голожопым – туда действительно можно галстук надеть, можно прийти с ребенком, можно до€рку передовую вывести. 

– ћосковска€  биеннале современного искусства, на ваш взгл€д, соответствует мировым стандартам?

– Ќе соответствует.  Ѕиеннале призвана показать передовые  достижени€, а ћосковска€ биеннале  показывает более консервативные вещи – то, что на «ападе уже в музе€х, что уже умерло. ¬ «√араже» не актуальное искусство, это такой антиквариат. ќчень свежий антиквариат.

– ј тренд задает ¬енецианска€ биеннале?

– ¬енецианска€  биеннале тоже стала таким  консервативной, потому что люди зарабатывают деньги. ≈сли ты думаешь о деньгах, занимаешьс€ бизнесом, ты делаешь что-то знакомое, что-то предсказуемое. ј актуальное искусство – это как едва родившийс€ ребенок, когда непон€тно еще, гений это или преступник. —овременное искусство – это божественное существо, которое нельз€ продать. 

– Ёкспертные  оценки отечественных  и западных ценителей порой не совпадают.  “о, что на «ападе зачастую считают  моветоном, у нас – самое актуальное.  ¬ нашей стране трудно с пониманием арт-трендов или же мы их перенимаем неоперативно?

– ћы были изолированы от всего, а тут по€вл€ютс€ дыр€вые штаны со стразами! » это  нормально – дайте деньги и нефть  африканцам, они тоже будут надевать эти стразы, нат€гивать на себ€ какие-то шлемы каракулевые. Ќо через 200–300 лет мы будем выгл€деть, как средний швейцарец: джемперок из хорошего кашемира, который купил за 600 евро, а выгл€дит максимум на 10, серенький, чтоб согревать тело и никого не раздражать.

Ќикому ничего доказывать не надо. ћы учимс€. я считаю, что вс€ перестройка – это учебный процесс. „еловека сидел в подполье, а потом начинает пробовать все, как ребенок, на вкус. ¬едет себ€ вульгарно, грубо, неосознанно. Ќо постепенно учитс€. „ерез 5–10 лет мы будем более адекватны, будем уже говорить из себ€ самих, не ссыла€сь на чей-то опыт. 

 ак бы нас  ни мучили, мозги у нас свободнее, чем у многих западных людей. ” нас меньше условностей. «ападный человек всегда вежлив, но всегда фальшив. ј русский человек не всегда вежлив, но он подлинный даже в своей гр€зной эмоции. » это всегда гораздо выше. ¬ –оссии намного интереснее и сложнее жить – здесь есть что-то подлинное. —нимем стразы, перестанем читать гламурные журналы, займемс€ современным искусством! »м будут заниматьс€ все – даже кухарки.  ухарка не может управл€ть государством, но делать современное искусство она может.   

–  огда вы в 94 году выступили  со своим проектом «„еловек-собака», эта провокаци€ действительно эпатировала и шокировала, а метафора «животного разумного» в клетке-социуме не казалась прит€нутой за уши. —ейчас же общество трудно чем-либо эпатировать или даже просто удивить – даже самые немыслимые формы уже опробованы. ќщущаете кризис идей?

– ≈сли € выйду  сейчас на  расную площадь,  с€ду на место, где сидел ¬асилий Ѕлаженный, и начну говорить спокойным, доброжелательным тоном о том, как на самом деле устроен этот мир, то мой перформанс тех лет покажетс€ детским лепетом. я буду говорить не о том, что ≈льцин не прав, что ѕутин не прав, а буду говорить о люд€х, которые устраивали кошмар в своей жизни, которые не хот€т рожать детей, которые хот€т иметь 5 машин, которые думают, что они и мир – это не одно и то же. я буду обличать этих людей, и это такой вызовет шок, что мен€ будут не бить ногами, а просто разотрут, как ¬асили€ Ѕлаженного. ¬едь что сделал ¬асилий Ѕлаженный?! —орвал маску фальши с тех образов, на которые молились народы. ќн вз€л камень и бросил в ƒеву ћарию! » когда икона ƒевы ћарии разбилась, ¬асили€ Ѕлаженного разорвали на куски. Ќо когда люди посмотрели, то увидели, что там был нарисован черт.

– ј что вам мешает сделать такой проект?

– “русость, слабость, эгоизм…

– ƒл€ того чтобы быть актуальным художником, важно попадать в контекст. ѕо сути получаетс€, что сегодн€ художник попросту не может быть «неактуальным». ¬ контексте чего актуально быть сегодн€?  аково это мультимедийное поле, при попадании в которое люба€ иде€ действительно выстрелит?

– –елигиозный контекст. Ќо не конфессиональный, не той или иной религии, а некоего мистического ощущени€ единства мира. ¬ чем проблема кризиса? ¬ том, что люди не довер€ют друг другу, не хот€т давать кредиты, подозревают, что кто-то кого-то обманет. » это вопрос мистический. ћир устроен очень странно. ѕотому что мы понимаем, что все живем в одном пространстве, в одном мире. ј с другой стороны, какие-то искусственные границы, и преодолеть это невозможно, посто€нно будет конфликт – негры, арабы, талибы, черные, белые. ѕоэтому, когда ты говоришь что-то, что преодолевает это, находишь какую-то св€зь с очень далекими и разными людьми, то тут же это оказываетс€ очень актуально, очень востребовано и интересно. √рубо говор€, на худой конец, говори хот€ бы о любви, а не о сексе.

–едакци€ FashionTime благодарит за помощь в организации съемки ресторан "√риль€ж"

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
¬одолазка TWO&TWO
“апочки ECO-OZ
 оротка€ рубашка
 ардиган
Ѕотинки ECCO
ƒжинсова€ юбка CHEER
“уфли PROVOCANTE
Ѕазова€ футболка
Coat John & Yoko
ѕальто BOYSEN'S
Ѕикини на косточках s.Oliver
Bygakoff Ѕрошь 187633
 омбинезон Adelin Fostayn
ѕлащ
Ћоферы Gode
Ѕлузка Svesta
Ѕюстгальтер Cotton Club
—апоги Andrea Conti

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.