ќлег  улик: Ђ√ламур Ц это изначально искусство покойников!ї

¬рем€ публикации: 13 Ќо€бр€ 2009
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: јлекс ’арадзе
Ќадежда —ырых встретилась с ќлегом  уликом - одним из самых одиозных концептуальных художников, автором хрестоматийного образа «человека-собаки», ключевым участником ведущих мировых выставок и человеком, способным остро поставить любые экзистенциальные вопросы.

¬аше творчество – своего рода синтез основных вопросов современного искусства.   аковы эти вопросы, можете их сформулировать?

– √лавный вопрос  современного искусства, как,  впрочем, и любого другого жизненного  дела заключаетс€ в том, чтобы  определить, кто ты есть, стать собой. ѕроблема в том, что не все согласны найти свою личность. »скусство же помогает посмотреть на себ€ со стороны. ќбычно эту функцию выполн€ет религи€, но вы же знаете, что Ѕога нет, в нашей стране его давно запретили и до сих пор, кстати, не разрешили. ÷ерковь, конечно, существует, но вопросы личности там уже не решаютс€. ѕоэтому современное искусство и соедин€ет все эти сложные, неудобные вопросы: зачем мы по€вились в этом мире, кто мы такие и что это за мир. 

– Ќе только современное искусство, любое искусство решает такие вопросы.

– Ћюбое искусство решает как первичную, так и вторичную задачу. ѕервична€ задача у любого искусства та же сама€, что и у любого другого вида де€тельности – коммерческа€, то есть выживание. —овременное искусство – это некоммерческа€ форма исследовани€, а художники провоцируют общество через неудобные темы, через боль.

– ј на что тогда трат€т деньги актуальные художники, которые за 100 миллионов продают свои инсталл€ции?

– Ќа детские  дома, на сирот, на идиотов, больных и несчастных.

–  унс, ’ерст и “рейси Ёмин просто св€тые люди, оказываетс€!

– Ќе знаю насчет  унса, но вот ’ерст очень много работ хороших художников покупает, поддерживает их. “рейси Ёмин действительно почти св€та€ женщина, она живет очень скромно и многим помогает. ј большинство людей сегодн€ через внешние признаки показывают: «посмотри, какой € свободный, у мен€ есть машины, дома, квартиры», но внутренне они рабы этих вещей. Ќасто€щий просветленный человек сидит в горах, ест немножко зелени, зерна и наслаждаетс€ солнечным светом, получа€ оттуда всю энергию.

– ¬ы  о каких-то эльфах говорите! —овременные художники все-таки, как правило, люди, успешно интегрированные в бизнес-механизмы.  

– ѕо-разному бывает. ј сколько художников загибаетс€, совершенно не понима€, что вообще кругом происходит!

– ’отелось  бы поговорить о монетизации  процесса. јукцион – это коммерческое меропри€тие. ќн отталкиваетс€ от спроса, который формируют выставочный центр и музей. “о есть получаетс€, что эти структуры формируют имидж и расценки на работы актуальных художников. “о есть, по сути, все зависит от галеристов, кураторов?

– Ќичего от них не зависит.  

– „ей толчок тогда помогает продавать на аукционе за бешеные деньги зал€панные кровью, спермой и мусором кровати св€той женщины “рейси Ёмин?

– Ќу вот сделайте зал€панную кровать и продайте ее! Ќасто€щий художник творит из пустоты. “олько ему решать, сперму свою показать или бриллианты. ј дальше актуального художника уже ничего не волнует.  

– Ќу вот он зал€пал  кровать, никто до него этого не делал, это актуально. Ќо дл€ того, чтобы эту кровать продать, какой-то галерист или куратор все-таки должен помочь сформировать правильный имидж дл€ этого художника в целом и дл€ этой работы в частности, чтобы по€вилась цифра, расценки.  то это люди, от кого завис€т подобные вещи?

– я завишу  только от своей жены.

– “о  есть ƒаша ∆укова, ќльга —виблова  и прочие ничего не решают?

– Ќичего. ћо€ соседка очень много решает в моей жизни – она посто€нно требует, чтобы € мыл лестничную клетку. я должен подчин€тьс€. ј что могут сделать ƒаши, ќли, —аши, ¬аси? „то они мне могут дать, что они у мен€ могут отн€ть?  

– „тобы даже за самую гениальную идею заплатили, ее надо оценить. ƒл€ этого есть авторитетные эксперты.

– ј чего ее  оценивать? » так пон€тно, что иде€ гениальна. ¬ы знаете, что тот же череп ’ерста не продали? »менно потому, что его цена бесконечно росла. —начала за него платили 63 млн, потом 70, теперь 100. Ёто показывает, что это вещь бесценна.

– ћожно ли механически просчитать, что будет актуально? Ќе случайно же говор€т, что в современном искусстве много шарлатанов – людей, которые нащупывают какие-то темы дл€ разного рода профанаций.

– ћеханически можно перерезать горло. ¬ этом мире нельз€ механически делать ничего, что было бы живым. ¬се, что с нами случаетс€, – это от Ѕога. ¬се, чего мы хотим, – это от дь€вола. Ћюбое планирование – это всегда отставание, это всегда фантазии, иллюзии, они никогда не реальны.  

– ѕродажа бриллиантового  черепа за 120 миллионов  – это разве  не прагматичное  следование арт-тенденци€м?

– ј почему  вы думаете, что это не гениальный  жест? ¬от как раз, если вы  знаете контекст, то поймете, что ƒэмиэн ’ерст – это не человек, который занимаетс€ коммерцией. Ёто человек, который дуракам, идиотам и всем, кто хочет легко пон€ть этот мир, показывает то, чего они больше всего бо€тс€ и больше всего хот€т. —мерть и бриллианты.

– Ќо мы же как раз говорим о том, что он пон€л, что надо идиотам, и впаривает им то, что, как они считают, сделано талантливо. “о есть он просчитал этот механизм и грубо воплотил очевидную метафору – засыпал бриллиантами череп или замариновал акулу – и сообщил миру, что это по наитию и что это живое. ј на деле – коммерческа€ схема, грамотный просчет.

– ѕросчитать-то можно, но важно намерение. ћы все что-то просчитываем, все что-то анализируем. Ќо дальше, когда начинаешь делать, твои просчеты уже не работают. я понимаю, что € хочу ребенка, или € хочу любви, € хочу кому-то что-то нехорошее сделать – это все просчеты. я должен придти и это сделать. » вот многие перед этим останавливаютс€. ѕросчеты нужно остановить в этом месте. » вот что делает ’ерст? ќн, конечно же, находитс€ в этом реальном мире и не знает, как из этого мира наживы выйти. Ќевозможно ничего противопоставить, трудно что-то доказывать. “огда он доводит ситуацию до самоубийства – показывает как бы такое духовное искусство, на которое требуютс€ деньги, воплощенное в абсолютно бездуховную мертвую вещь.

– “о есть это своего рода стеб?

– Ёто своего  рода серьезна€ концептуальна€ работа. —теб – это мы можем сказать. ј простые люди не могут этого сказать. ќни не понимают, что это стеб.

–  ак вам кажетс€, он это делал всерьез?

–  онечно, всерьез!  ¬серьез в этом несерьезном мире. ¬от вы говорите маленькому ребенку «утю-тю-тю-тю» – это серьезно или несерьезно? Ёто очень серьезно! ¬ы же не будете ему говорить так: «—тарик, ты пойми, что экзистенциальна€ правда не в том, что ты хочешь писать, а в том, что € должен вытирать за тобой». Ќет. ¬ы берете и вытираете за ним. » это очень серьезно. Ќо со стороны кажетс€, что вы играете.

– ¬ы  считаете ’ерста большим художником?

– я считаю его великим. Ќо это не значит, что всем надо выставл€ть такие же черепа. Ёто сродни истории про двух буддистов. —ид€т два просветленных мастера, подходит ученик, делает какой-то дурацкий жест и бьет палкой по земле. ”читель говорит: «ѕрекрасно!» ѕодходит к другому учителю, делает такой же дурацкий жест, и бьет палкой. «ѕлохо!» ѕочему? ѕотому что когда ты что-то делаешь первый раз, спонтанно – это прекрасно.  огда ты это повтор€ешь, это всегда плохо. ’ерст открыл нам возможности цинизма.

– ¬ы часто ругаете ’ерста, а сегодн€ он дл€ вас гениален?

– я противоречив.

– ѕрин€то считать, что ќлег  улик - мастер акционизма,  хэппенинга, перформанса. ¬ каких жанрах  вы пробуете себ€ сегодн€?

 - ѕространственна€  литурги€. Ёто жанр, где главным  действующим лицом €вл€етс€ не столько  даже художник и произведение искусства, сколько само пространство, где это происходит. ¬от, например, здесь собрались очень разные люди, но они собрались в одном пространстве, и оно принимает всех: и убийцу, и депутата, и художника, и женщину, котора€ не хочет иметь детей.  акие бы они ни были разные, они все наход€тс€ в одном пространстве, оно их любит, оно их принимает. Ёто очень интересное свойство. ¬от люди бы поучились у пространства. Ќо при этом мы его никогда не замечаем. »ли, по крайней мере, замечаем только сначала, а потом уже думаем о собеседнике, о себе, о своих иде€х, о чем угодно – а пространство никогда не замечаем, потому что оно не требует от нас ничего.

– ¬ы часто выступаете  с антигламурными  лозунгами, но  пространством дл€  последнего вашего  проекта выбрали  ÷”ћ.  ак это  понимать? √ламур стал более сознательным или вы помен€ли свое отношение к нему?

– √ламур  стал более сознательным? “руп стал более живым? √ламур – это изначально искусство покойников. ƒл€ мен€ не важно, где что-то интересное и живое по€витс€: в туалете, гараже, цирке, ÷”ће. ¬ажно – как ты себ€ чувствуешь. я хотел создать очень сильное напр€жение между миром вещей без людей и миром людей без вещей. √олые люди и голые вещи. ÷”ћ выступил неким камертоном.  ак у гитары – мы дергаем струну, а по€вл€етс€ звук.

– ј кто кого нашел? ќни к вам обратились с предложением?

– я думаю,  это взаимный процесс. ћы долго  обнюхивались. ќни так уже наполнили себ€ материальными ценност€ми, что захотели как-то переконвертировать  это во что-то более легкое, хотели немного облегчить содержание  своего желудка.  

Ќачалось все с того, что у мен€ случилс€ сон, что € пошел на перформанс к другу. я вообще не очень люблю ходить на перформансы своих друзей – это вещь така€ тонка€ и интимна€, и редко получаетс€ хорошо. “ут ведь человек всей своей душой что-то изобразил, рискнул, ему и так неудобно. » вот он подходит к тебе такой весь запыханный: «Ќу как, старик?» Ќе скажешь же ему: «√овно!» “ы начинаешь как-то аккуратно: «»нтересно, конечно…» Ќеудобно ведь. Ќу вот, значит, прихожу – огромна€ толпа, €, как всегда, опоздал. ј перформанс уже происходит. » € смотрю, там что-то такое голое мелькает: то ли дерутс€, то ли любовью занимаютс€, то ли кого-то бьют. » вдруг € поворачиваюсь (во сне), смотрю – огромна€ стена, и там лампа и тень. » тут € почувствовал себ€ ребенком в пещере: когда первые люди жили в пещерах, дети спали, а взрослые готовились к охоте и пл€сали вокруг костра. » € пон€л, что мне нужно найти место силы, где € про€вил бы вот эти духи земли. ѕри помощи магов, йогов, волшебников и экстрасенсов € просканировал территорию ћосквы и узнал, что самое сильное место – это ÷”ћ. Ќо в силу того, что люди ищут не высшее, а низшее, то высшее они наход€т просто в вещах: в трусах, маечках, кофточках.  

– —вой  проект вы обсуждали непосредственно с Ћеонидом ‘ридл€ндом?

– ƒа.  стати – нежнейший, тонкий, глубокий человек! ¬се, кому € ни рассказывал про эту идею, говорили, что это глупость. ј с ним мы много пили, хорошо закусывали, долго говорили. » он сказал: «√ениально! —тарик, € пон€л твою идею. “ы хочешь создать лодку дл€ перевоза людей в потустороннее пространство. —оздать такое пространство за пределами этой реальности!» ÷”ћ – это граница. “ам же все эти вещи, надеть которые невозможно никуда, кроме как на панель или в гроб. Ёто же вещи непон€тного происхождени€ – вещи богов.  

– ¬ещи  обычные, только в ÷”ће они сто€т больше, чем где бы то ни было...

– ¬от именно  поэтому и необычные. ÷ена, все-таки, очень важна€ вещь, она представл€ет ценность. “ы туда приходишь не  за вещью. “ам каждый огл€дываетс€, такой счастливый: вид€т ли его, что он в ÷”ће!  онечно, такой галстук можно за углом и в 2 раза дешевле купить, но он и будет в 2 раза хуже. ћагазин дарит люд€м счастье.  

– «начит,  гламур – это зло, а люди, которые взращивают его, – тончайшие люди?

– √ламур – это  некотора€ абсолютизаци€ бессмысли€. Ћюди удовлетвор€ют потребности, и кто-то просто помогает им это делать.

– “о  есть ‘ридл€нд делает то же, что и ’ерст?

– ƒа, Ћеонид ‘ридл€нд  – это ’ерст своего дела. » того, и того можно упрекнуть в  циничности, и того, и того можно  упрекнуть в гламурности. Ќо ни того, ни того вы не упрекнете в глупости и бездарности.  

– ј где вы одеваетесь?

– ¬ ÷”ће.

– ¬ам там делают скидки?

– Ќу что вы! Ќеинтересно тогда, со скидками-то. „то ж €, люмпен какой-нибудь.

– √л€нцевые журналы читаете?

– ѕорнографические  в основном. ’от€ даже в гл€нце есть искра божь€. —тать€ «50 поз, с помощью которых можно удовлетворить мужа» – это €вно божественна€ вещь. Ќо пон€тно, что удовлетворить мужа никто с помощью этой статьи не сможет.

– ј вы считаете, что  тот, кто читает гламурные  журналы, не может быть глубоким человеком?  

– „еловек, который  читает только гламурные журналы, уже не может. ј человек, который иногда в туалете загл€дывает в гламурный журнал, может. ¬ажно же, с каким намерением. Ѕывают умные журналы типа Esquire. —ейчас он стал похуже, а вот первые номера были великолепны. “ам и дл€ тупых, и дл€ средних, и дл€ очень тонких читателей, причем в одном и том же материале. ѕосмотрите на их обложки – всех красавцев снимают как уродов, и оторватьс€ невозможно!   

– ќбыватели – это носители консервативного  сознани€ или ментально ограниченные люди, разбудить которых призвано современное искусство?

– Ёто не то  и не другое. Ёто ханжеское  сознание, которое используют в качестве иллюзий, заблуждений, недоговорок, чтобы защищать свои непросветленные мозги от €ркого солнечного света.

– ќбывателю надо быть просветленным? »ли тогда постмодернизму нечего будет ломать?

– „то значит  «надо»? ≈му было бы легче от этого.  Ќо обществу это не надо. ѕотому что просветленный человек не участвует в товарно-денежных отношени€х. ќчень многие рынки рухнут, государство, бизнесмены, товаропроизводители перестанут получать прибыль. ≈сли человек просветленный, он не одеваетс€ в дорогие одежды, не покупает огромное количество машин и оружи€, не защищаетс€. 

– —ейчас  contemporary art – очень модное направление. ¬се продвинутые люди вз€ли за правило посещать биеннале, в гл€нцевых журналах бесконечные арт-обзоры, в приличных домах  унс на стене – такой же тренд, как чемодан Louis Vuitton. — чем это св€зано?

– ≈сть 2 вещи  в мире, которые всегда будут волновать человечество – это футбол и современное искусство. “олько здесь возможна хоть кака€-то игра, кака€-то свобода. 

– —овременное искусство совсем недавно стало  волновать массы, и тренд задали оп€ть же богатые известные люди, которые стали галеристами, приобрели аукционные дома и заменили шопинг коллекционированием.

– Ќо это только  кухарок стало недавно волновать, а думающих людей это волнует давно. ≈ще в 90-е обо мне было больше 100 публикаций в «ћосковском комсомольце» – а тогда там были миллионные аудитории.

–  то, на ваш взгл€д, самый интересный представитель сообщества актуальных художников сегодн€, а кого вы считаете чисто коммерческим художником? 

ѕрекрасных художников, которых знает весь мир, много: јндрей ћонастырский, ¬адим «ахаров, —ергей јнуфриев, јнатолий ќсмаловский... Ќо Ќикаса —афронова мир не знает, а у нас все знают Ќикаса —афронова. Ќо он даже не плохой художник, € бы сказал, он вообще по другому ведомству проходит. ƒаже не знаю какому…  ак приложение к недорогой мебели.  

– ¬ам всегда пон€тно, что  зашифровано в  работах ваших  коллег?

– Ќет, конечно.  Ќо мне всегда пон€тно, что  во многих работах ни хрена не зашифровано. ј чтобы пон€ть, что зашифровано, надо подумать, посмотреть, пообщатьс€. ѕонимание  искусства – это очень трудный процесс.

– ћожно ли этому научитьс€ или должна быть генетическа€ предрасположенность?

– ћожно ли научитьс€ летать? Ќаверное, можно. Ќо придетс€ рискнуть, можно разбитьс€. “о же самое с искусством, оно  как любовь – все понимают, что такое любовь. ѕри этом любви нет нигде, никто никого не любит. ¬се занимаютс€ гл€нцевым мастурбационным проектом. Ќадо открытьс€, начать ему отдавать, тогда в вас войдет что-то.  Ћюбовь открывает второе солнечное сплетение, и от вас така€ идет энергетика, что все гадости отстран€ютс€, и вы получаете гораздо больше, чем отдаете! “ак что как только человек полюбит, он получит, а если он хочет только получать без отдачи – это будет такой поверхностный массаж, который никак не проникает внутрь.

–  акими средствами вы достигаете гармонии – йога, медитации, мантры? »спользуете только внутренние ресурсы, никакого допинга? 

– √армонии €  достигаю именно тем, что пытаюсь  совместить разные средства. Ќо  допинг – никогда. “олько чай, любовь и разговоры. 

– ¬ы  моногамны?

– ¬се люди полигамны. я прошел неправильный и очень сложный эксперимент, который оставил т€желый след в душе. Ќичто так не травмирует, как неправильное понимание отношений с женщиной. Ќичто. ¬се остальное – ерунда. » наоборот, ничто так не дает силу, как правильна€ трактовка и понимание. ѕо сути, это кака€-то шизофрени€ – искать варианты счасть€ по гл€нцевым журналам. ≈сли ты действительно  интересуешьс€ данным вопросом, ты волей-неволей становишьс€ моногамным, идешь вглубь. “ак что сейчас € абсолютно моногамен.

–  ак вы оцениваете людей – рационально  или интуитивно?

– »нтуитивно.

– ј бывало такое, что  вы ошибались, мен€ли свое мнение? 

– ¬се врем€  ошибаюсь. ¬ силу того, что не учитываю многих факторов. я могу быть прав локально, в определенном контексте.

– ‘илософска€ составл€юща€ какой религии вам наиболее близка?

– Ѕуддизма. Ќо не фен-шуй – это все гламурна€  часть буддизма.

– ѕринцип организации  пространства - одна из составл€ющих буддистского мировоззрени€. 

– ѕонимаете,  существует очень много подпорок  дл€ инвалидов. ј если ты не инвалид, то тебе не нужны подпорки, принципы организации пространства, оно само организуетс€ так, как ты хочешь, если ты внутренне светлый, сильный человек. я, например, люблю спать дома на полу – где упал, там и сплю. ƒл€ этого у мен€ фен-шуй один – хороший дубовый пол. ѕоэтому € падаю, где хочу, и мне всегда хорошо. ¬от приехал великий мастер фен-шу€ из √онконга, € его спрашиваю: «√де мне спать, где мне колокольчики повесить?» ќн отвечает: «—лушайте, не парьтесь этой херней, какие колокольчики?! ¬ам нужно спать у дверей, головой к выходу, на коврике». я говорю: « ак? Ёто же место дл€ собаки». ј он мне: «Ќу вот это место дл€ вас очень подходит». я там редко сплю, но иногда, когда пь€ный падаю, бывает. 

– “ак вы все-таки алкоголь употребл€ете, не только чай с травами?

– ќ-о-о, еще  в каких количествах, вы не  представл€ете! я вчера выпил  полбутылки очень дорогого конь€ка  со своей женой, напилс€, как свинь€. “акое настроение пришло. ƒумаю, куплю-ка € к вечеру  бутылочку вина. ј потом прохожу мимо конь€ка, тут же спонтанно мен€ю решение, покупаю бутылку конь€ка, лимон. ѕришел домой, вз€л бокалы, долго грел, нюхал… Ќо € это делаю очень редко. јлкоголь на мен€ действует как-то ужасно.

– —егодн€ образованные и интеллигентные люди, жела€ поддержать беседу, поминают всуе ƒашу ∆укову и ее «√араж». 

– ƒа, это омерзительна€  привычка – ругать ƒашу ∆укову. ѕосмотрите на нее – ей, видимо, так уже надоело  это современное искусство! Ќо надо, надо. ¬се знают, что в Ћондоне  все шпионы и все любители современного искусства. ј иначе там прописку не дадут.

– ¬ы считаете, что без чуть€ и опыта можно се€ть разумное, доброе, вечное? ѕлощадку «√араж» как оцениваете? 

– ¬еликолепно!  ќтобрать у сектантов это прекрасное  место, восстановить его, сделать биеннале, куда все кухарки бегают... Ќа «ападе это уже забыли 20 лет назад, а у нас наконец увидели, что современное искусство может быть достаточно красивым, интересным, интригующим. Ќе просто голожопым – туда действительно можно галстук надеть, можно прийти с ребенком, можно до€рку передовую вывести. 

– ћосковска€  биеннале современного искусства, на ваш взгл€д, соответствует мировым стандартам?

– Ќе соответствует.  Ѕиеннале призвана показать передовые  достижени€, а ћосковска€ биеннале  показывает более консервативные вещи – то, что на «ападе уже в музе€х, что уже умерло. ¬ «√араже» не актуальное искусство, это такой антиквариат. ќчень свежий антиквариат.

– ј тренд задает ¬енецианска€ биеннале?

– ¬енецианска€  биеннале тоже стала таким  консервативной, потому что люди зарабатывают деньги. ≈сли ты думаешь о деньгах, занимаешьс€ бизнесом, ты делаешь что-то знакомое, что-то предсказуемое. ј актуальное искусство – это как едва родившийс€ ребенок, когда непон€тно еще, гений это или преступник. —овременное искусство – это божественное существо, которое нельз€ продать. 

– Ёкспертные  оценки отечественных  и западных ценителей порой не совпадают.  “о, что на «ападе зачастую считают  моветоном, у нас – самое актуальное.  ¬ нашей стране трудно с пониманием арт-трендов или же мы их перенимаем неоперативно?

– ћы были изолированы от всего, а тут по€вл€ютс€ дыр€вые штаны со стразами! » это  нормально – дайте деньги и нефть  африканцам, они тоже будут надевать эти стразы, нат€гивать на себ€ какие-то шлемы каракулевые. Ќо через 200–300 лет мы будем выгл€деть, как средний швейцарец: джемперок из хорошего кашемира, который купил за 600 евро, а выгл€дит максимум на 10, серенький, чтоб согревать тело и никого не раздражать.

Ќикому ничего доказывать не надо. ћы учимс€. я считаю, что вс€ перестройка – это учебный процесс. „еловека сидел в подполье, а потом начинает пробовать все, как ребенок, на вкус. ¬едет себ€ вульгарно, грубо, неосознанно. Ќо постепенно учитс€. „ерез 5–10 лет мы будем более адекватны, будем уже говорить из себ€ самих, не ссыла€сь на чей-то опыт. 

 ак бы нас  ни мучили, мозги у нас свободнее, чем у многих западных людей. ” нас меньше условностей. «ападный человек всегда вежлив, но всегда фальшив. ј русский человек не всегда вежлив, но он подлинный даже в своей гр€зной эмоции. » это всегда гораздо выше. ¬ –оссии намного интереснее и сложнее жить – здесь есть что-то подлинное. —нимем стразы, перестанем читать гламурные журналы, займемс€ современным искусством! »м будут заниматьс€ все – даже кухарки.  ухарка не может управл€ть государством, но делать современное искусство она может.   

–  огда вы в 94 году выступили  со своим проектом «„еловек-собака», эта провокаци€ действительно эпатировала и шокировала, а метафора «животного разумного» в клетке-социуме не казалась прит€нутой за уши. —ейчас же общество трудно чем-либо эпатировать или даже просто удивить – даже самые немыслимые формы уже опробованы. ќщущаете кризис идей?

– ≈сли € выйду  сейчас на  расную площадь,  с€ду на место, где сидел ¬асилий Ѕлаженный, и начну говорить спокойным, доброжелательным тоном о том, как на самом деле устроен этот мир, то мой перформанс тех лет покажетс€ детским лепетом. я буду говорить не о том, что ≈льцин не прав, что ѕутин не прав, а буду говорить о люд€х, которые устраивали кошмар в своей жизни, которые не хот€т рожать детей, которые хот€т иметь 5 машин, которые думают, что они и мир – это не одно и то же. я буду обличать этих людей, и это такой вызовет шок, что мен€ будут не бить ногами, а просто разотрут, как ¬асили€ Ѕлаженного. ¬едь что сделал ¬асилий Ѕлаженный?! —орвал маску фальши с тех образов, на которые молились народы. ќн вз€л камень и бросил в ƒеву ћарию! » когда икона ƒевы ћарии разбилась, ¬асили€ Ѕлаженного разорвали на куски. Ќо когда люди посмотрели, то увидели, что там был нарисован черт.

– ј что вам мешает сделать такой проект?

– “русость, слабость, эгоизм…

– ƒл€ того чтобы быть актуальным художником, важно попадать в контекст. ѕо сути получаетс€, что сегодн€ художник попросту не может быть «неактуальным». ¬ контексте чего актуально быть сегодн€?  аково это мультимедийное поле, при попадании в которое люба€ иде€ действительно выстрелит?

– –елигиозный контекст. Ќо не конфессиональный, не той или иной религии, а некоего мистического ощущени€ единства мира. ¬ чем проблема кризиса? ¬ том, что люди не довер€ют друг другу, не хот€т давать кредиты, подозревают, что кто-то кого-то обманет. » это вопрос мистический. ћир устроен очень странно. ѕотому что мы понимаем, что все живем в одном пространстве, в одном мире. ј с другой стороны, какие-то искусственные границы, и преодолеть это невозможно, посто€нно будет конфликт – негры, арабы, талибы, черные, белые. ѕоэтому, когда ты говоришь что-то, что преодолевает это, находишь какую-то св€зь с очень далекими и разными людьми, то тут же это оказываетс€ очень актуально, очень востребовано и интересно. √рубо говор€, на худой конец, говори хот€ бы о любви, а не о сексе.

–едакци€ FashionTime благодарит за помощь в организации съемки ресторан "√риль€ж"

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕосоножки Amazonga
Ѕюстгальтер Bluebella
ќчки солнцезащитные Furla
 ардиган
„улки 20 den Ќј“”–јЋ-Ѕ≈∆ OMSA
“русы Lascana
Ѕосоножки Heine
Ѕикини
ёбка Rick Cardona
 ороткое платье
“уфли
Ѕотфорты Dorothy Perkins
‘утболка с текстовым принтом
ѕринтованна€ рубашка
 ардиган из хлопка KANZLER
Ѕотинки NOBBARO
ƒжинсова€ юбка
“уалетна€ вода Calvin Klein

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.