ѕетр јксенов: Ђћои проекты конъюнктурны, но сделаны честно!ї

¬рем€ публикации: 30 —ент€бр€ 2009
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: јлекс ’арадзе
’удожник, стилист, арт-директор и законодатель lifestyle-канонов ѕетр јксенов рассказал шеф-редактору FashionTime Ќадежде —ырых о духовном и светском, трендах contemporary art и правилах организации "правильных" event'ов.

– ¬ы родились в семье фотографа и художника-иконописца. ” вас очень серьезный культурный багаж за плечами и правильное классическое воспитание. Ќасколько стартовые услови€ важны дл€ творческой реализации?

– ¬ первую очередь важны жизненные принципы, голос совести и талант. ≈стественно, вли€ние родителей на воспитание ребенка многое дает,  но это не самое основное. ≈сть же примеры выдающихс€ самородков: ≈сенин – один из моих любимых писателей – из деревни, Ћомоносов, как все помн€т, пришел в ѕетербург пешком. “о есть, безусловно, € своим родител€м благодарен за то, что они в мен€ заложили большой культурный багаж, но € ко многим вещам в детстве сам т€нулс€.  онечно, мен€ из-под палки сажали за какие-то точные науки и за фортепь€но. Ќо € и сам очень любил искусство и все внешние признаки красоты.
 
– »нтеграци€ человека с богословским образованием в гл€нец первого эшелона, светские меропри€ти€ и ресторанный бизнес выгл€дит как минимум удивительной.   ак произошел процесс вашего вовлечени€ в модную историю?

– ћои родители видели мен€ в иной ипостаси: € должен был стать художником, реставратором, историком, то есть выполн€ть исключительно духовно-культурную миссию. Ќо € все-таки решил пройти через внешний светский путь, потому что мен€ интересуют люди.

я всегда очень хорошо знал историю костюма и историю моды, этим € увлекалс€ с детства. «акончив институт, € совершенно случайно попал в креативный отдел по благотворительным меропри€ти€м одной крупной компании. Ѕлагодар€ этому мен€ посто€нно приглашали на разные светские тусовки, презентации... “ак € познакомилс€ с девушкой, котора€ работала в Vogue, и благодар€ ей попал в этот журнал, а уже через мес€ц сделал огромную фотоисторию «ƒомашние вечеринки» в декабрьский номер. »де€ проста€: € снимал своих подруг дома, в их красивых особн€ках; одни позировали, игра€ на фортепиано, другие занимались гаданием... ¬ общем, это был первый глобальный fashion-проект. — этого момента € стал стилистом в других журналах, а это, кстати, т€желый труд: ты ходишь в “реть€ковский проезд, сдаешь вещи в химчистку, заклеиваешь ботинки капризным звездам...

 огда € только по€вилс€ в светском обществе, мне было безумно интересно, казалось, что без этого жить невозможно! ј сейчас € в этом обществе, собственно говор€, разочарован. ƒва года назад у мен€ даже были сомнени€, все ли € делаю правильно. Ќо потом € поговорил с одним духовным человеком, который мне сказал: «ќб€зательно и в светском обществе должны быть свои герои, которые с бокалом дорогого напитка ищут смысл жизни».

¬ светском обществе много людей духовно обогащаетс€ – возьмите, к примеру, театр, кино. Ќе все же ход€т только на презентации – есть и серьезные  проекты, выставки, постановки. ѕон€тно, что все это игра, маска, но вот так получилось, что эту роль € играю хорошо. ћожет быть, € бы хотел сыграть другую роль в жизни, но, наверное, как-то свыше определилось, что € должен носить костюм √аль€но, розовые галстуки и сидеть р€дом со звездами. ” многих така€ четка€ ассоциаци€: когда говор€т «јксенов»  – это светска€ хроника, модные друзь€-подруги, тусовки, такой «ƒухless».  стати, € скоро буду играть в экранизации этого романа – создатели сказали, что не хот€т брать на эту роль никакого художника, кроме мен€. » € согласилс€, потому что серьезно к своему творчеству не отношусь. я понимаю, что есть истинно духовные ценности: ћикеланджело, –афаэль, ћоне, творчество которых было смыслом их жизни. ј € делаю лишь то, что мне в данный момент нравитс€.
 
– ¬ 2003 году вы разработали концепцию кафе «√алере€» совместно с јркадием Ќовиковым. „ем дл€ вас был этот проект, кто прин€л решение сделать ставку на формат арт-кафе?

– ќпыт подобной работы у мен€ на тот момент уже был: € работал дл€ ресторана «∆елтое море»; кроме того, ћихаил «ельман привлекал мен€ дл€ организации различных event'ов в модный когда-то ресторан «—ан-ћишель». „то касаетс€ јркади€ Ќовикова, он искал себе арт-директора дл€ нового проекта – не мог придумать до конца концепцию заведени€, а € ее предложил. Ќашу первую встречу € помню как сейчас: кафе «√алере€» было разрушено, холод, зима. » тут по€вл€юсь € в черном бархатном пальто с €рко-желтой подкладкой и тростью. јркадий сто€л в шарфике, жалс€ в угол и говорил директору: «Ќу, этого мы не пот€нем по зарплате». Ќо директор “ан€ ћельникова, прекрасна€, между прочим, женщина, смогла договоритьс€ со мной.  стати, € стал работать с јркадием, потому что увидел, что этот человек умеет работать и  может мен€ научить делать любое дело.
 
– ¬ы предполагали, что «√алере€» станет культовым заведением?

– Ќет, € этого не предполагал, и, без сомнени€, оказалс€ при€тно удивлен. “ри года безусловного успеха и посто€нных аншлагов дорогого сто€т.
 
– „то считаете главной находкой?

– «√алере€» превратилась в место попул€рных event'ов, основой которых стали выставки.  аждый мес€ц – смена экспозиции, декораций, особое настроение.  роме того, любой мог прийти и увидеть звезду, что-то интересное, провокационное. Ёто сейчас в ресторанах везде вешают какие-то картины, а тогда это была находка.

–  ак вы оцениваете с точки зрени€ концепта нынешние модные заведени€ – например, «Ћуч», где вы недавно презентовали свой новый арт-проект?

– ћесто гениальное по архитектуре, дизайну, антуражу, музыке, но не по кухне. ƒл€ мен€ лучшее место в ћоскве – SimachЄv Bar, там действительно вкусно и нет претензий, что это ресторан «ѕушкин». ѕерепела с малиной, кабачки с лобстером – это все не мо€ истори€. я обожаю простую еду. я хожу в « офеманию», «јкадемию», Correa’s, SimachЄv оп€ть же, иногда даже с большим удовольствием в Starbucks, чем, например, в «ѕушкин». ’от€ € уверен, что король эстетики и красоты в ресторанном деле  – это, естественно, јндрей ƒелос, его € ставлю є1 в ћоскве, даже если его кухн€ мне не близка.
 
–  акого места в ћоскве не хватает?

– ” нас не хватает гриль-ресторанов, простого общени€, простой еды. ¬от то, что сделал ƒенис —имачев, – это более-менее приблизило людей к нормальному общению. ” нас в ћоскве лицемерна€ позици€: надо прийти, сесть, тебе должны все принести, перед тобой должны присесть на корточки – все очень манерно. Ёто давно уже во всем мире ушло. ≈сть, конечно, определенные дни, когда нужно ходить в такие места, но у нас это переходит все границы. ¬от прилетаешь в Ѕерлин, идешь в супермаркет KaDeWe, поднимаешьс€ на п€тый этаж, и там двенадцать ресторанов – €понские, азиатские, фиш-бары. Ќастолько  это вкусно! “ебе наливают бокал вина, жар€т огромный кусок белой рыбы, свежий салат, какой-то необыкновенный крем с ним подают... “о есть все очень просто: все сид€т, галд€т за этой барной стойкой, все это недорого. ј у нас ты приходишь в ÷”ћ – эти рестораны, эти навернутые лампы ‘илиппа —тарка... ¬се это выдуманно, невкусно, в огромных треугольных тарелках с немыслимыми соусами, а сверху еще ветка кака€-нибудь лежит… ј ведь это все бред, это никому не нужно, никто это не любит! Ќужен просто хороший кусок рыбы, хороший кусок м€са, хороший лист салата, ведь все гениальное  просто.
 
– ¬ нашей стране культура потреблени€ неэволюционно развивалась – в какой-то момент после совка захотелось отча€нного гламура.

– »менно! Ёто искусственный люкс, ненасто€щий. ѕоэтому € всегда говорю, что люблю буржуазию и буржуазные ценности.
 
–  аковы составл€ющие успеха  грамотно организованного event'а?

– ќбщество. —амые правильные вечеринки – это сбор нужных ключевых  людей, которые создадут атмосферу. „то такое был салон јнны ѕавловны Ўерер? Ёто просто было место, где собирались люди, и она уже  воврем€ что-то кому-то говорила и кого-то с кем-то сводила. я считаю, что самое главное – это уметь общатьс€. “акже важны тыс€чи мелочей: дресс-код, атмосфера, музыка, декорации или даже название вечеринки. ≈сли € делаю вечеринку у себ€ дома, € продумываю, какое у мен€ должно быть шампанское, свет, насколько у мен€ будет проветрено помещение, кто выступит в роли дидже€...
 
– ≈сли бы сейчас делали идеальную вечеринку, кого бы вы на нее пригласили?

– Ёто может быть –авшана  уркова, ƒенис —имачев, ≈вгений Ѕакаев, јлена ƒолецка€, ќльга —луцкер, та же семь€ Ѕондарчуков, те же ћихалковы – у нас много достойных людей. “акже в любом светском обществе должна быть всегда кака€-то культурна€ изюминка, ведь если ты посадишь вокруг себ€ дес€ть ”ль€н ÷ейтлиных, то ничего не будет работать. Ќужно об€зательно среди них посадить либо јндре€ Ѕартенева, либо јртеми€ “роицкого. ¬ обществе, как в искусстве – необходимо совмещать несовместимое.

– ¬се ваши друзь€ – люди обеспеченные и известные?

– Ќет, не все. ≈сть несколько близких друзей, которые очень известны, но мы даже не афишируем, что мы вместе. √лавное, что все мои друзь€ – это люди с большим добрым сердцем, хот€ в светском обществе иметь насто€щих друзей очень т€жело.
 
–  ак вам удаетс€ соблюдать политкорректность в отношении светских персонажей?

– я никогда никого не критикую, просто иногда, конечно, мне странно поклонение какому-то персонажу, который этого не заслуживает.  Ќапример, когда журнал Vogue публикует интервью на 4 полосы про то, что ƒаша ∆укова – гениальный дизайнер джинсов. » вот она уже вместе с  абаковым  – така€ вс€ из себ€ прима современного арта. ј по сути – кто она така€, почему о ней пишут? ¬от если б у нее был роман с Ѕараком ќбамой – тогда еще было бы пон€тно.
 
–  ого вы на сегодн€шний день считаете самым модным человеком ћосквы?

– ќдного сложно назвать. я считаю модными ¬ладимира —пивакова, ƒениса ћацуева, ƒениса —имачева, јнну Ќетребко.
 
 ак правило, ваши арт-проекты  – это соединение литературных и социально-философских образов. “акже вам близка одна из самых попул€рных в искусстве иде€ бипол€рности мира, рождающего диссонанс: ¬осток – «апад, добро – зло, духовное – материальное...

– ќбща€ тенденци€, которую вы справедливо заметили, – это несовместимость.  акие это будут полюсы, решает уже мо€ жизнь, это приходит по наитию. Ќапример,  € увлекалс€ сказками, готикой, смотрел фильмы “има Ѕертона – в результате родилась «Ѕелоснежка»: добро и зло, добра€ красота и зла€, образ порочности, девственности и нравственности. “о есть тенденци€ моего творчества – совмещать несовместимые вещи. ј вот сами мотивы рождаютс€ эмпирически, как у любого художника.
 
–  акие образы и мотивы увлекают вас сегодн€?

– Ѕомжи, читающие журнал Vogue. ќднажды € ехал на встречу, на которую не мог опоздать, и спустилс€ в метро, чтобы проехать несколько остановок. “ам € увидел бомжа, который с двум€ собаками, с какими-то мешками–пакетами, весь гр€зный сидел и листал Vogue. ћне безумно понравилась эта картинка. ѕоэтому следующий проект, который € сделаю, будет как раз об этом. я хочу показать, насколько тот гл€нцевый мир, который нам кажетс€ чем-то необыкновенным, направлен на сиюминутное.

 ритики отмечают, что интонации вашего проекта DEADBRAND неоднозначны – помимо иронии очевидна легка€ скорбь, что эпоха сумасшедшего пафоса закончилась.  „то дл€ вас было привлекательным в докризисной эстетике брендизма?

– я задумывал проект, когда кризиса еще не было. ћогу сказать так: мне нравитс€ любое искусство, св€занное с тематикой смерти. ћногие ее бо€тс€, а €, наоборот, считаю, что это этап, к которому человек должен идти. ¬се девушки стрем€тс€ выйти замуж, надеть свадебное платье, родить ребенка. ћужчина хочет заработать деньги на свою независимость. ј вот у мен€ есть стремление к концу жизни стать идеальным человеком – никого не осуждать, не гневатьс€, делать хорошее дело. ј DEADBRAND все-таки в первую очередь ироничный проект, потому что € смеюсь над тем, к чему мы привыкли. —трасть к брендам – это ведь часть нашей жизни. ѕри всем этом € понимаю, что проект сам по себе конъюнктурный, потому что человек вз€л известные бренды и их похоронил – и уже одними известными именами он привлекает аудиторию. ѕоэтому € считаю, что сделал его честно.
 
– ¬ы профессионально работаете с мифологией современной красоты.  то дл€ вас €вл€етс€ канонической моделью, безусловным идеалом красоты всех времен и народов?

– √рейс  елли.
 
– ’ичкоковского периода?

– Ћюбого, в любой ипостаси. ќна любила светскую жизнь и знала, что такое любовь.
 
– ¬аш проект на Orel Art в ѕариже под названием «ѕомни мен€ красивой» включал серию двойных портретов легендарных див XX века: јнны ѕавловой, √реты √арбо, ¬еры ’олодной.  то из современных женщин достоин быть увековеченной подобным образом?

– јбсолютно потр€сающими € считаю французских актрис: —офи ћарсо, »забель јджани,  атрин ƒенев, ‘анни јрдан. √олливудские актрисы мен€ меньше интересуют - мне нравитс€ разве что Ўэрон —тоун, € считаю, что она очень серьезна€ дама с серьезным подтекстом и внутренней силой. ¬ –оссии, к сожалению, сегодн€ нет ни одной по-насто€щему красивой актрисы. ёли€ —нигирь – очаровательна€, красива€, но не актриса ведь.
 
– Ќа чем сегодн€ зарабатывает актуальный художник? ¬ыставки окупаютс€ или же творчество становитс€ пиаром дл€ других активностей, которые принос€т деньги?

– ≈стественно, есть круг покупателей, которые приобретают мои работы. Ќо в эпоху кризиса очень т€жело что-либо продать, к тому же € много денег трачу на сами проекты, потому что у мен€ все очень перфектно – это и каталог, и видео, и качественные рамы. ≈стественно, основные деньги зарабатываютс€ на коммерческих проектах – это дизайн интерьеров, фэшн-съемки, реклама, организаци€ каких-то меропри€тий, но это все делаетс€ только ради одного – чтобы продвигать искусство. ≈сть люди, которые вкладывают в мен€ деньги, но мо€ цель – знакомить людей с моим творчеством. » лет через 10, думаю, смогу зарабатывать только искусством.
 
– ¬ы давно работаете с гл€нцем первого эшелона. »нформационна€  политика какого издани€ вам наиболее близка?

– Tatler – английский и русский. я считаю, что это журнал, который не притвор€етс€, не говорит, что мода – это что-то потр€сающее и высокое. » мода, и камни, и часы, и лодки – это просто страсти человека, которые он обыгрывает в светской жизни.
 
– —кажите пару слов о проектах May Fashion и Nightlight Awards. »х по€вление св€зано с тем, что в светском обществе созрели предпосылки дл€ по€влени€ вс€кого рода awards и классификаций? »ли нужен был новый мощный стимул организовывать и окультуривать потоки светских хроникеров?

– ¬се меропри€ти€ моего друга јндре€ ‘омина очень успешные и интересные. ƒл€ многих € делал атмосферу, декорации, entertainment. –аньше все это действительно звучало грандиозно, но все рано или поздно проходит. ¬се эти модные проекты мимолетны, в них нет истории. ќстаетс€ только искусство. ’от€ современное искусство само по себе €вл€етс€ конъюнктурным, коммерческим, оно другое сейчас.
 
– ќ чем надо затевать с вами разговор, чтобы заинтересовать вас?

– ћен€ последнее врем€ поражают люди, которые не врут и которые открыты.  огда человек мен€ шапочно знает и говорит мне «мой дорогой», мне просто не по себе становитс€! ¬се должно быть очень естественно. ћне будет при€тнее, если человек робко ко мне подойдет и скажет: «ѕетр, € хотел бы с вами познакомитьс€. ћне ваше творчество интересно». “акой человек никогда не будет мне безразличен.


–едакци€ FashionTime благодарит за помощь в организации съемки ресторан "√рiль€жъ"



 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕазова€ футболка
 уртка-косуха из кожи
’алат
 остюм ¬еста
“русы women'secret
ѕлатье Linea Tesini
—андалии Ella
“уфли открытые Betsy
 еды Love Moschino
ѕлатье Vittoria Vicci
Ѕосоножки Andrea Conti
—ерьги
 омбинезон Met
ƒжемпер Gloss
–убашка из тонкого хлопка
куртка Trespass
 оротка€ футболка
Ѕолеро Blukids

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

»скусствовед
16 Ќо€бр€ 2009
≈го кумир и предел мечтаний ‘омин
» петечка становитьс€ похож на этого клоуна даже внешне
ƒеньги - вот что движет в жизни попиком-расстригой јксеновым,не корысти ради а токмо а волей пославшей его супруги, скорее маменьки
ѕетечку поперли из художки за профнепригодность и маменька пристоила гени€ального ребенка в —в€то-“ихоновский православный институт -но что же это - становитьс€ безденежным св€щенником и одевать р€су вместо валентино ?
Ќее петечка постаралс€ не стать попиком а стал гламурным фальшивым стразом- подпевалой богатеньких спонсоров.....
Ќу и слава богу а тор был бы еще один коммерсанет в р€се....
≈шь ананасы , р€бчики жуй , скоро день суда ...буржуа...)))))))
»скусствовед
16 Ќо€бр€ 2009
Ќедоучка и пустышка јксенов говорит о искусстве и творчестве.
Ќо то чем он занимаетьс€- сплошна€ фальшь и кривл€ни€ бездар€.
јксенов сам понимает что он клоун за чужие деньги, но пока ничег поделать не может.
≈го псевдокартины скорее всего крас€т бедные студенты глазуновской академии, поскольку сам петечка училище 1905 года так и не закончил а писать так и не научилс€.
—ам петечка понимает, что он мыльный пузырь, но найдет миллион отговорок и увиливани€ , что бы фальшиво блеснуть и обмануть вас снова.
»кс
30 —ент€бр€ 2009
¬полне адкватный человек оказалс€, не гламурное быдло. ѕри€тно читать
–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.