јлександр ¬асильев: Ђћое счастье в том, что € ни дл€ кого не работаю, € ни к кому не прив€зан!ї

¬рем€ публикации: 26 ћа€ 2009
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: јлекс ’арадзе

- јлександр ¬асильев – всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор попул€рных книг и статей, лектор и коллекционер. ¬ какой из этих ипостасей ¬ы наиболее органичны?

- ¬о всех – потому что если бы € работал только в одной области, € бы очень быстро соскучилс€. Ќельз€ только читать лекции, или только писать книги, или только оформл€ть спектакли – мне очень нрав€тс€ те прекрасные перерывы, которые € могу делать между моими различными зан€ти€ми – и, к счастью, достигать успеха во всех област€х.

-  ак вам удалось на этапе становлени€ избежать «совковости» интонаций и штампов?

- ¬о-первых, € очень рано эмигрировал из ———– – мне тогда было только 23 года. ¬о-вторых, € много лет жил в столице моды мира – в ѕариже. ¬-третьих, мен€ воспитывали в среде первой русской эмиграции – и поэтому € старалс€ сохранить русский €зык таким, каким он должен быть, а не таким чудным, каким он сохранилс€ здесь, и в-четвертых, - € всегда любил культуру и всегда пыталс€ найти в ней уникальность, а не штампы.

-  акой период в истории моды ¬ам наиболее близок?

- «на€ об этом довольно много и люб€ историю, € скажу, что нахожу радость практически во всех периодах, но если говорить о моих личных предпочтени€х – то это XVI век, италь€нска€ культура во ‘лоренции; середина XVI века, эпоха –енессанса мне кажетс€ наиболее захватывающей, целостной, гармоничной и эстетичной из всех эпох моды.

- ¬ы посв€щаете значительную часть своих исследований анализу канонических моделей красоты каждого поколени€. ≈сть ли у ¬ас любимый типаж?

- я думаю, что кажда€ эпоха подарила своих потр€сающих красавиц – мне нравитс€ византийска€ императирица “еодора, готическа€ красота јгнесс —орель, € очень люблю пикантное лицо јнны јвстрийской – королевы ‘ранции, мне кажетс€ великолепной ћари€ јнтуанетта, € преклон€юсь перед грациозностью мадам де –екамье, мне очень нравитс€ прекрасное лицо принцессы Ѕоргезе, € обожаю  лео де ћиро, кн€гиню »рину ёсупову, Ќатали ѕалей, √рету √арбо – такое количество замечательных женщин… это то же самое, как если бы вы у гурмана вы спросили: «¬ы больше любите рыбные или м€сные блюда?» я люблю разнообразные фрукты, разнообразные сорта рыбы и м€са, поэтому € не могу выбрать определенный тип женщин – хот€ € считаю, что самые красивые глаза – это зеленые: они редко встречаютс€.

- ¬аша ретроспектива – несомненное эстетство. ¬ы не пытались «рейтинговать» современных красавиц в угоду потребител€м?

- јлександр ¬асильев – это не рубль, чтобы всем нравитьс€. я никогда не стараюсь подделыватьс€ под штампы толпы. ѕускай толпа подниметс€ до моего уровн€ и узнает хот€ бы немного о тех женщинах, которых € перечислил. ≈сли же они хот€т услышать о женщинах вроде јнджелины ƒжоли - € никогда о них не скажу.   ¬асильеву приход€т за раритетом, а не за банальщиной.

- ¬аши вкусы хоть когда-нибудь совпадают с общеприн€тыми?

- я этого не знаю! я никогда не сравнивал ни одного моего высказывани€ с за€влени€ми других людей – € даже никогда не задавалс€ такой целью! я автор 22 книг, которые люди читают, изучают и которыми, очевидно, восхищаютс€ – иначе бы у мен€ не было таких продаж. Ќо € совсем не интересуюсь, совпадает ли это с мнением толпы! 

- ¬ы раздел€ете мнение, что мода ’’ века сформировалась под вли€нием таких звезд, как ћарлен ƒитрих и ћадонна?


-  онечно, это не так! ¬ первую очередь великой была √рета √арбо! ћадонна вообще копи€ ћарлен ƒитрих, ћэрилин ћонро и ћэй ”эст, она не оригинальна по сути своей – это ретрозвезда! » хот€ она икона стил€ сегодн€шнего дн€, нельз€ говорить о том, что ћадонна что-то привнесла в мировую моду.

- Ќо ведь мода зачастую ретроспективна!

- Ќе всегда!  ого репродуцировала маркиза де ѕомпадур? ј ћари€ јнтуанетта?!  ого копировала √рета √арбо? Ёто теперь мы живем в такую банальную дешевую эпоху неграмотности и бесстиль€, когда все всех копируют! 

- „ем это обусловлено?

- «акат «апада. «акат ≈вропы.

- ƒоминирование ¬остока? “отальное властвование азиатского типажа?


-  онечно! ћы заканчиваем свое существование! Ѕлондинки выход€т из моды – на пике попул€рности брюнетки, раскосые глаза, смугла€ кожа, короткие ноги. —ейчас даже модно ходить, не «раскрыва€» ступню, как ходили раньше манекенщицы, а «загреба€».

- ј чем можно объ€снить с точки зрени€ детерминированности увлечение африканскими чертами – сегодн€ пухлые губы стали насто€щим культом?

- ѕобедой Ѕарака ќбамы.

- Ќо это же началось раньше - та же ƒжоли или …оханссон попали на острие моды гораздо раньше победы ќбамы.


- Ѕыла еще Ќаоми  эмпбелл. ќна задала тон. ј так как мужчины ищут плотских радостей, они думают, что женщина с надутыми гелевыми губами будет лучше заниматьс€ оральным сексом! » многие женщины – особенно в –оссии, где женщин 62% против 38% мужчин - в надежде на лучший улов сознательно идут на это. ћода зависит от р€да факторов, и, безусловно, Ќаоми вошла в контекст…

- ј какой был контекст? „то позволило ей войти в него, стать культовой фигурой и сформировать новые каноны красоты?


- √лобализм. —мешение рас. ¬озможность привести на подиум женщину другой расы – чего раньше не было.

- Ќо в 70-е годы тоже казалось, что предпосылки созданы - »ман также не просто обратила на себ€ внимание, но стала сенсацией. ќднако мода тех лет сформировалась совсем под другим углом.

- ѕочему же – »ман ввела в моду загар. ј эти прически «одуванчик» в стиле јнжелы ƒэвис в эпоху хиппи?! ¬се женщины в мире сделали себе мелкую химию – а все потому, что не было гел€! ћедицина того времени не позвол€ла делать пластические операции – а в 90-е и нулевые по€вились уколы в губы и множество других способов кардинального вмешательства.  онтекстом развити€ этой темы стал прогресс!

- ¬ одном интервью вы сказали, что мода 90-х годов XX столети€ сформировалась под вли€нием эпидемии —ѕ»ƒа - чумы XX века. ќщущение фатальности и депрессивные настроени€ и породили феномен унисекса. ѕо€вились белье и одежда несексуальных форм, мрачные краски, желание остатьс€ незаметным, не про€вл€ть сексуальности…


-  онечно! Ёта тенденци€ просматривалась особенно в белье – оно было серого цвета, направлени€ унисекс – то есть не так очевидно провоцировало на беспокойство.

- ѕрин€то считать, что это была эстетика «героинового шика», сформировавша€с€ под вли€ние гранжа. Ёто противоречит вашей теории?

- Ќет, совершенно нет! ќдно зависит от другого.

- ≈сть мнение, что в моде ’’ века периоды перекликаютс€ – одна эпоха повтор€ет другую через поколение. Ќапример, сейчас мы без ума от 80-х…  ак ¬ы думаете, в следующем дес€тилетии мы будем цитировать мрачные минималистичные 90-е?

- —ледующей эпохи не будет, потому что будет война. “реть€ мирова€.

- ?????


- я думаю, что она случитс€ в районе 2012–2014 года.  аждое столетие в 10-е годы всегда бывает огромна€ война. ¬ 1914 году началась ѕерва€ мирова€. ¬ 1812 году – с Ќаполеоном. ¬ 1710 – ѕолтавска€ битва. ¬ 1610-х - –усско-польска€ война – Ћжедмитрий, ћарина ћнишек… ¬ 1410-х и 1510-х - √рюнвальдска€ битва и –усско-литовска€ война. Ќе случалось, чтобы в этот период обошлось без войны. Ќеужели вы считаете, что мы настолько поумнели, что не допустим этого?

- ядерную войну переживут немногие.

- ѕоэтому 90-х годов не будет.

- Ќо кто-то же переживет эту войну, если она случитс€.  ак ¬ы видите в таком контексте развитие моды?

- ƒумаю, что мы вступим в эпоху матриархата – наконец-то! Ёто будет счастье дл€ «емли! ¬ласть возьмут женщины. я не ¬анга, но не ходи к гадалке – мужчины умрут, а женщин останетс€ очень много, и они будут спасать своих детей. ќни скажут: «Ѕаста!». “огда будут созданы хранилища спермы – только так они и будут размножатьс€.

»зраильский конфликт – это главное, что толкнет человечество на войну. √лавна€ проблема – непримиримость религий: не разрешен конфликт между мусульманами, иуде€ми и христианами.

- –азве можно его разрешить? »деологические конфликты, согласно базовому курсу философии, неразрешимы.


- »менно поэтому € думаю, что это приведет к огромным проблемам на Ѕлижнем ¬остоке. 

- ¬о все времена войн и лишений мода развивалась – так, в 40-е годы ’’ века гламурные голливудские образы стали неактуальны, по€вилс€ образ военизированной женщины с широкими плечами, в моду вошли шатенки, потому что нечем было красить волосы...

- ¬се это случитс€ и сейчас! ћы уже видим съемки, которые делают во всех этих забытых богом местах – на старых фабриках, в подвалах... ј эстетика бинта, медицины, поломанных суставов, гр€зных изуродованных лиц! » потом – сейчас в моде лиловый цвет – он всегда выходит перед войной. ¬се мы помним, что мода 1812 года - сплошь лилово-фиолетова€.
 
- ћужска€ мода, как бы категорично это ни звучало, всегда несколько вторична по отношению к женской.  аковы ¬аши прогнозы относительно будущего мужской моды?

- ћода ’’I века делает женщину более мужественной, а мужчину более женственным – и это одно из главных направлений. ћужчины потер€ли необходимость физически работать.  омпьютеры заменили им станки – вы знаете, что сейчас, чтобы хорошо выгл€деть, им надо ходить в фитнес-клуб. –аньше он работал в поле, в шахте, строил. —ейчас все делают машины. ћужчина с хорошей фигурой – это тот, кто занимаетс€ в клубе. ѕо€вилось много слабых мужчин. Ёто породило моду на анорексию – женщины хотели быть еще более тонкими и прозрачными, чем тонкие и прозрачные мужчины наших дней.

—егодн€ самые модные мужчины нос€т бороду. ќна напоминает и ќсаму бен Ћадена, и правоверного евре€, и православного св€щенника – она и €вл€етс€ символом единени€ религий. ¬ыход будет в эту сторону – мужчина с бородой, завуалированна€ женщина. » конечно, один мужчина на много женщин. Ёто будет результат послевоенного времени.

„то мен€ еще очень беспокоит – угроза того, что татарский €зык будет прин€т как второй национальный €зык в –оссии. ј это уже обсуждаетс€ в ƒуме! ¬ы понимаете, чем это грозит?! ћы начнем изучать татарский €зык в школе; это неплохо – знать €зыки, но он близок к турецкому, туркменскому, узбекскому казахскому, азербайджанскому - тюркска€ группа. ¬ “урции 90 млн людей, у нас много женщин – наконец-то они смогут договоритьс€! Ёто приведет к сли€нию мусульманства и –оссии. 

-  ого ¬ы считаете безусловным авторитетом в мире моды?

-  арлу Ѕруни! ќна жена президента ‘ранции – самой элегантной страны мира, бывша€ манекенщица. ƒумаю, ее одевает Ўанель.

- ≈сть ли мода в –оссии?

- —корее стиль. –усска€ мода, конечно, вторична, а русский стиль оригинален. 

- ¬ы часто демонстрируете свою позицию по отношению к русскому стилю - без вс€ких снобистских «фи».


- я его люблю и собираю, но заметил, что в –оссии никогда не будут носить косоворотку или сарафан, пока в ѕариже не дадут отмашку!

- Ћагерфельд недавно своей русской коллекцией дал отмашку, но почему-то в –оссии это не сильно прижилось – все повально ход€т в структурных боди и жакетах с гипертрофированными плечами от Balenciaga и Balmain.

- ¬от! ј вы видели, какие Ћагерфельд выпустил лаковые каблуки с двуглавым орлом?!  стати, заведуща€ по аксессуарам Ўанель – Ћетици€  раэ – это мо€ ученица – создает сумочки, очки и по€сочки, которые очень люб€т и наши миллионерши.

-  ого из российских дизайнеров ¬ы бы выделили?

- ¬ ѕетербурге самыми талантливыми € нахожу ќлега Ѕирюкова, “ать€ну  отегову и “ать€ну ѕарфенову. ¬ообще € считаю петербургскую школу гораздо более сильной, чем московскую. “акже € бы выделил јлену јхмадуллину, јрнгольдта,  ирилла √асилина – моего ученика. ћне нрав€тс€ некоторые вещи „апурина и „ерницова. 

- —уществуют ли, на ¬аш взгл€д, универсальные приемы создани€ стильного образа, вневременные тренды? „то бы посоветовали абстрактной женщине, котора€ хочет узнать мнение јлександра ¬асильева?


- Ќельз€ из дылды сделать крошку, из полной – стройн€шку. Ќикогда не забывайте о возрасте, весе и росте. “акже сейчас заметно направление в сторону «новой скромности» - думайте о том, что между одеждой и телом женщины должно быть пространство. Ќичто не должно быть слишком облегающим и вызывающим. » не мешайте в нар€де больше трех цветов - это спасет вас.

- ћаленькое черное платье может кого-то испортить?

- Ќет, € не думаю. Ёто потр€сающее решение.

- ¬ нашей стране практически отсутствует такой жанр, как fashion-журналистика...

- —огласен. ќднако есть редкие исключени€ – например, –ымкевич, на мой взгл€д, потр€сающе пишет. ¬ нашей стране не хватает какого-то централизованного образовани€. ‘акультет журналистики при ћ√”, может быть, и неплохой, но никто специально про моду не пишет, а знаний им не хватает. „тобы хорошо писать о моде, надо знать хот€ бы теорию и историю моды. я, например, очень рад, что вы пришли подготовленными – и мне при€тно иметь дело с журналистами, которые оперируют знани€ми, это очень чувствуетс€. ј обычно приходитс€ иметь дело с представител€ми пишущей братии, которые не знают о предмете ничего… Ёто просто потер€ времени!  онечно, недостаток литературы на русском €зыке очень сильно сказываетс€ – нельз€ готовить fashion-журналистику, не зна€ линии успеха и биографии ведущих творцов моды ’’ века!

- ¬ам никогда не хотелось зан€ть на отечественном модном пространстве нишу —юзи ћенкес, ведь, пожалуй, мало кто еще в –оссии может похвастатьс€ столь очевидной авторитетностью суждений? ¬озможно, всерьез интегрироватьс€ в –унет?

- я вел рубрику на одном сайте – но у них кончились деньги. ћне предлагали проекты на ѕервом канале и на канале «–осси€»… ћожет быть, они дойдут до этого, но сейчас многим часто кажетс€, что мои замечани€ несколько обидны…

- ¬ –оссии всегда так – у Ўахри јмирхановой не сложилось с «“атлером» из-за пресловутой политкорректности. Ќикого не хотелось обидеть… ѕоэтом у нас нет —юзи ћенкес, котора€ могла бы себе позволить определенные интонации…


- ¬се верно. ” нас все от всех завис€т. —частье ¬асильева – € ни дл€ кого не работаю, € ни к кому не прив€зан. ќднако € не могу поспеть за всем – поэтому некоторое сиюминутное упускаю - например, € не видел ни одного концерта «≈вровидени€». „асто € пропускаю и что-то важное, т. к. читаю по 2-3 семинара в день, даю по 3 интервью. ¬рем€ каждого из нас ограничено – мы вынуждены расставл€ть приоритеты.

 

 

 

 

–едакци€ FashionTime благодарит за помощь в организации съемки –есторанный дом јндре€ ƒеллоса

 

 


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕазова€ футболка
 уртка-косуха из кожи
’алат
ѕодвеска
ѕлатье Vittoria Vicci
 ардиган
Ѕосоножки Andrea Conti
ѕостельное белье јрт ѕостель
Ѕотильоны Anesia
ƒжинсы GIORGIO DI MARE
ƒжемпер Gloss
Ѕюстгальтер Tommy Hilfiger
–убашка из тонкого хлопка
 оврики комнатные Sofi de Marko
куртка Trespass
ѕолотенца кухонные La Pastel
Marina Kalashnikova Ёлегантный браслет с натуральным жемгугом  CT-189411
 остюм ¬еста

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

ѕоклонник
20 —ент€бр€ 2011
»нтервью как всегда на высоте. Ќадежда молодец!!! редактор с большой буквы! ѕросто предесть.
«ара
24 ћарта 2011
ћой риспект коллеге-журналисту за интересные и, что немаловажное, компетентные вопросы! ’от€ харизма —ан —аныча спасает даже горе-интервьюеров... —пасибо обоим за от личное интервью.
јлександр
14 ћарта 2011
»нтервью понравилось, но про татарский €зык бред полный.
Ќаталь€ «нак
15 ƒекабр€ 2010
 ак всегда, было безумно интересно послушать [почитать] јлександра ¬асильева.
»нтервью с ј. ¬асильевым €вл€ет собою захватывающую
и увлекательную историю. ”тонченность и элегантность во всЄм... и глубина - ман€ща€, в которую хочетс€ погружатьс€ снова и снова
style-spotlight
2 ћарта 2010
—пасибо, за интересное интервью.
 ак всегда јлександр ¬асильев был точен и предельно откровенен, поэтому верю ему как специалисту, которому нет равных. Ѕольших ему успехов, а так же всему коллективу сайта.
янат
30 ќкт€бр€ 2009
∆иву в “уркмении. –аньше у нас был очень известный "ƒом моды". ¬ нЄм работали выпускники московских вузов. —ейчас тоже работа оживилась, но очень однообразно как-то всЄ. ќчень много награмождено, а достаточно одной вышивки или туркменского украшени€ и все наверно будет хорошо если при этом есть какойто-то силуэт. ј передачи с јлександром ¬асильевым - это отдушина.
–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.