јлександр ¬асильев: Ђћое счастье в том, что € ни дл€ кого не работаю, € ни к кому не прив€зан!ї

¬рем€ публикации: 26 ћа€ 2009
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: јлекс ’арадзе

- јлександр ¬асильев – всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор попул€рных книг и статей, лектор и коллекционер. ¬ какой из этих ипостасей ¬ы наиболее органичны?

- ¬о всех – потому что если бы € работал только в одной области, € бы очень быстро соскучилс€. Ќельз€ только читать лекции, или только писать книги, или только оформл€ть спектакли – мне очень нрав€тс€ те прекрасные перерывы, которые € могу делать между моими различными зан€ти€ми – и, к счастью, достигать успеха во всех област€х.

-  ак вам удалось на этапе становлени€ избежать «совковости» интонаций и штампов?

- ¬о-первых, € очень рано эмигрировал из ———– – мне тогда было только 23 года. ¬о-вторых, € много лет жил в столице моды мира – в ѕариже. ¬-третьих, мен€ воспитывали в среде первой русской эмиграции – и поэтому € старалс€ сохранить русский €зык таким, каким он должен быть, а не таким чудным, каким он сохранилс€ здесь, и в-четвертых, - € всегда любил культуру и всегда пыталс€ найти в ней уникальность, а не штампы.

-  акой период в истории моды ¬ам наиболее близок?

- «на€ об этом довольно много и люб€ историю, € скажу, что нахожу радость практически во всех периодах, но если говорить о моих личных предпочтени€х – то это XVI век, италь€нска€ культура во ‘лоренции; середина XVI века, эпоха –енессанса мне кажетс€ наиболее захватывающей, целостной, гармоничной и эстетичной из всех эпох моды.

- ¬ы посв€щаете значительную часть своих исследований анализу канонических моделей красоты каждого поколени€. ≈сть ли у ¬ас любимый типаж?

- я думаю, что кажда€ эпоха подарила своих потр€сающих красавиц – мне нравитс€ византийска€ императирица “еодора, готическа€ красота јгнесс —орель, € очень люблю пикантное лицо јнны јвстрийской – королевы ‘ранции, мне кажетс€ великолепной ћари€ јнтуанетта, € преклон€юсь перед грациозностью мадам де –екамье, мне очень нравитс€ прекрасное лицо принцессы Ѕоргезе, € обожаю  лео де ћиро, кн€гиню »рину ёсупову, Ќатали ѕалей, √рету √арбо – такое количество замечательных женщин… это то же самое, как если бы вы у гурмана вы спросили: «¬ы больше любите рыбные или м€сные блюда?» я люблю разнообразные фрукты, разнообразные сорта рыбы и м€са, поэтому € не могу выбрать определенный тип женщин – хот€ € считаю, что самые красивые глаза – это зеленые: они редко встречаютс€.

- ¬аша ретроспектива – несомненное эстетство. ¬ы не пытались «рейтинговать» современных красавиц в угоду потребител€м?

- јлександр ¬асильев – это не рубль, чтобы всем нравитьс€. я никогда не стараюсь подделыватьс€ под штампы толпы. ѕускай толпа подниметс€ до моего уровн€ и узнает хот€ бы немного о тех женщинах, которых € перечислил. ≈сли же они хот€т услышать о женщинах вроде јнджелины ƒжоли - € никогда о них не скажу.   ¬асильеву приход€т за раритетом, а не за банальщиной.

- ¬аши вкусы хоть когда-нибудь совпадают с общеприн€тыми?

- я этого не знаю! я никогда не сравнивал ни одного моего высказывани€ с за€влени€ми других людей – € даже никогда не задавалс€ такой целью! я автор 22 книг, которые люди читают, изучают и которыми, очевидно, восхищаютс€ – иначе бы у мен€ не было таких продаж. Ќо € совсем не интересуюсь, совпадает ли это с мнением толпы! 

- ¬ы раздел€ете мнение, что мода ’’ века сформировалась под вли€нием таких звезд, как ћарлен ƒитрих и ћадонна?


-  онечно, это не так! ¬ первую очередь великой была √рета √арбо! ћадонна вообще копи€ ћарлен ƒитрих, ћэрилин ћонро и ћэй ”эст, она не оригинальна по сути своей – это ретрозвезда! » хот€ она икона стил€ сегодн€шнего дн€, нельз€ говорить о том, что ћадонна что-то привнесла в мировую моду.

- Ќо ведь мода зачастую ретроспективна!

- Ќе всегда!  ого репродуцировала маркиза де ѕомпадур? ј ћари€ јнтуанетта?!  ого копировала √рета √арбо? Ёто теперь мы живем в такую банальную дешевую эпоху неграмотности и бесстиль€, когда все всех копируют! 

- „ем это обусловлено?

- «акат «апада. «акат ≈вропы.

- ƒоминирование ¬остока? “отальное властвование азиатского типажа?


-  онечно! ћы заканчиваем свое существование! Ѕлондинки выход€т из моды – на пике попул€рности брюнетки, раскосые глаза, смугла€ кожа, короткие ноги. —ейчас даже модно ходить, не «раскрыва€» ступню, как ходили раньше манекенщицы, а «загреба€».

- ј чем можно объ€снить с точки зрени€ детерминированности увлечение африканскими чертами – сегодн€ пухлые губы стали насто€щим культом?

- ѕобедой Ѕарака ќбамы.

- Ќо это же началось раньше - та же ƒжоли или …оханссон попали на острие моды гораздо раньше победы ќбамы.


- Ѕыла еще Ќаоми  эмпбелл. ќна задала тон. ј так как мужчины ищут плотских радостей, они думают, что женщина с надутыми гелевыми губами будет лучше заниматьс€ оральным сексом! » многие женщины – особенно в –оссии, где женщин 62% против 38% мужчин - в надежде на лучший улов сознательно идут на это. ћода зависит от р€да факторов, и, безусловно, Ќаоми вошла в контекст…

- ј какой был контекст? „то позволило ей войти в него, стать культовой фигурой и сформировать новые каноны красоты?


- √лобализм. —мешение рас. ¬озможность привести на подиум женщину другой расы – чего раньше не было.

- Ќо в 70-е годы тоже казалось, что предпосылки созданы - »ман также не просто обратила на себ€ внимание, но стала сенсацией. ќднако мода тех лет сформировалась совсем под другим углом.

- ѕочему же – »ман ввела в моду загар. ј эти прически «одуванчик» в стиле јнжелы ƒэвис в эпоху хиппи?! ¬се женщины в мире сделали себе мелкую химию – а все потому, что не было гел€! ћедицина того времени не позвол€ла делать пластические операции – а в 90-е и нулевые по€вились уколы в губы и множество других способов кардинального вмешательства.  онтекстом развити€ этой темы стал прогресс!

- ¬ одном интервью вы сказали, что мода 90-х годов XX столети€ сформировалась под вли€нием эпидемии —ѕ»ƒа - чумы XX века. ќщущение фатальности и депрессивные настроени€ и породили феномен унисекса. ѕо€вились белье и одежда несексуальных форм, мрачные краски, желание остатьс€ незаметным, не про€вл€ть сексуальности…


-  онечно! Ёта тенденци€ просматривалась особенно в белье – оно было серого цвета, направлени€ унисекс – то есть не так очевидно провоцировало на беспокойство.

- ѕрин€то считать, что это была эстетика «героинового шика», сформировавша€с€ под вли€ние гранжа. Ёто противоречит вашей теории?

- Ќет, совершенно нет! ќдно зависит от другого.

- ≈сть мнение, что в моде ’’ века периоды перекликаютс€ – одна эпоха повтор€ет другую через поколение. Ќапример, сейчас мы без ума от 80-х…  ак ¬ы думаете, в следующем дес€тилетии мы будем цитировать мрачные минималистичные 90-е?

- —ледующей эпохи не будет, потому что будет война. “реть€ мирова€.

- ?????


- я думаю, что она случитс€ в районе 2012–2014 года.  аждое столетие в 10-е годы всегда бывает огромна€ война. ¬ 1914 году началась ѕерва€ мирова€. ¬ 1812 году – с Ќаполеоном. ¬ 1710 – ѕолтавска€ битва. ¬ 1610-х - –усско-польска€ война – Ћжедмитрий, ћарина ћнишек… ¬ 1410-х и 1510-х - √рюнвальдска€ битва и –усско-литовска€ война. Ќе случалось, чтобы в этот период обошлось без войны. Ќеужели вы считаете, что мы настолько поумнели, что не допустим этого?

- ядерную войну переживут немногие.

- ѕоэтому 90-х годов не будет.

- Ќо кто-то же переживет эту войну, если она случитс€.  ак ¬ы видите в таком контексте развитие моды?

- ƒумаю, что мы вступим в эпоху матриархата – наконец-то! Ёто будет счастье дл€ «емли! ¬ласть возьмут женщины. я не ¬анга, но не ходи к гадалке – мужчины умрут, а женщин останетс€ очень много, и они будут спасать своих детей. ќни скажут: «Ѕаста!». “огда будут созданы хранилища спермы – только так они и будут размножатьс€.

»зраильский конфликт – это главное, что толкнет человечество на войну. √лавна€ проблема – непримиримость религий: не разрешен конфликт между мусульманами, иуде€ми и христианами.

- –азве можно его разрешить? »деологические конфликты, согласно базовому курсу философии, неразрешимы.


- »менно поэтому € думаю, что это приведет к огромным проблемам на Ѕлижнем ¬остоке. 

- ¬о все времена войн и лишений мода развивалась – так, в 40-е годы ’’ века гламурные голливудские образы стали неактуальны, по€вилс€ образ военизированной женщины с широкими плечами, в моду вошли шатенки, потому что нечем было красить волосы...

- ¬се это случитс€ и сейчас! ћы уже видим съемки, которые делают во всех этих забытых богом местах – на старых фабриках, в подвалах... ј эстетика бинта, медицины, поломанных суставов, гр€зных изуродованных лиц! » потом – сейчас в моде лиловый цвет – он всегда выходит перед войной. ¬се мы помним, что мода 1812 года - сплошь лилово-фиолетова€.
 
- ћужска€ мода, как бы категорично это ни звучало, всегда несколько вторична по отношению к женской.  аковы ¬аши прогнозы относительно будущего мужской моды?

- ћода ’’I века делает женщину более мужественной, а мужчину более женственным – и это одно из главных направлений. ћужчины потер€ли необходимость физически работать.  омпьютеры заменили им станки – вы знаете, что сейчас, чтобы хорошо выгл€деть, им надо ходить в фитнес-клуб. –аньше он работал в поле, в шахте, строил. —ейчас все делают машины. ћужчина с хорошей фигурой – это тот, кто занимаетс€ в клубе. ѕо€вилось много слабых мужчин. Ёто породило моду на анорексию – женщины хотели быть еще более тонкими и прозрачными, чем тонкие и прозрачные мужчины наших дней.

—егодн€ самые модные мужчины нос€т бороду. ќна напоминает и ќсаму бен Ћадена, и правоверного евре€, и православного св€щенника – она и €вл€етс€ символом единени€ религий. ¬ыход будет в эту сторону – мужчина с бородой, завуалированна€ женщина. » конечно, один мужчина на много женщин. Ёто будет результат послевоенного времени.

„то мен€ еще очень беспокоит – угроза того, что татарский €зык будет прин€т как второй национальный €зык в –оссии. ј это уже обсуждаетс€ в ƒуме! ¬ы понимаете, чем это грозит?! ћы начнем изучать татарский €зык в школе; это неплохо – знать €зыки, но он близок к турецкому, туркменскому, узбекскому казахскому, азербайджанскому - тюркска€ группа. ¬ “урции 90 млн людей, у нас много женщин – наконец-то они смогут договоритьс€! Ёто приведет к сли€нию мусульманства и –оссии. 

-  ого ¬ы считаете безусловным авторитетом в мире моды?

-  арлу Ѕруни! ќна жена президента ‘ранции – самой элегантной страны мира, бывша€ манекенщица. ƒумаю, ее одевает Ўанель.

- ≈сть ли мода в –оссии?

- —корее стиль. –усска€ мода, конечно, вторична, а русский стиль оригинален. 

- ¬ы часто демонстрируете свою позицию по отношению к русскому стилю - без вс€ких снобистских «фи».


- я его люблю и собираю, но заметил, что в –оссии никогда не будут носить косоворотку или сарафан, пока в ѕариже не дадут отмашку!

- Ћагерфельд недавно своей русской коллекцией дал отмашку, но почему-то в –оссии это не сильно прижилось – все повально ход€т в структурных боди и жакетах с гипертрофированными плечами от Balenciaga и Balmain.

- ¬от! ј вы видели, какие Ћагерфельд выпустил лаковые каблуки с двуглавым орлом?!  стати, заведуща€ по аксессуарам Ўанель – Ћетици€  раэ – это мо€ ученица – создает сумочки, очки и по€сочки, которые очень люб€т и наши миллионерши.

-  ого из российских дизайнеров ¬ы бы выделили?

- ¬ ѕетербурге самыми талантливыми € нахожу ќлега Ѕирюкова, “ать€ну  отегову и “ать€ну ѕарфенову. ¬ообще € считаю петербургскую школу гораздо более сильной, чем московскую. “акже € бы выделил јлену јхмадуллину, јрнгольдта,  ирилла √асилина – моего ученика. ћне нрав€тс€ некоторые вещи „апурина и „ерницова. 

- —уществуют ли, на ¬аш взгл€д, универсальные приемы создани€ стильного образа, вневременные тренды? „то бы посоветовали абстрактной женщине, котора€ хочет узнать мнение јлександра ¬асильева?


- Ќельз€ из дылды сделать крошку, из полной – стройн€шку. Ќикогда не забывайте о возрасте, весе и росте. “акже сейчас заметно направление в сторону «новой скромности» - думайте о том, что между одеждой и телом женщины должно быть пространство. Ќичто не должно быть слишком облегающим и вызывающим. » не мешайте в нар€де больше трех цветов - это спасет вас.

- ћаленькое черное платье может кого-то испортить?

- Ќет, € не думаю. Ёто потр€сающее решение.

- ¬ нашей стране практически отсутствует такой жанр, как fashion-журналистика...

- —огласен. ќднако есть редкие исключени€ – например, –ымкевич, на мой взгл€д, потр€сающе пишет. ¬ нашей стране не хватает какого-то централизованного образовани€. ‘акультет журналистики при ћ√”, может быть, и неплохой, но никто специально про моду не пишет, а знаний им не хватает. „тобы хорошо писать о моде, надо знать хот€ бы теорию и историю моды. я, например, очень рад, что вы пришли подготовленными – и мне при€тно иметь дело с журналистами, которые оперируют знани€ми, это очень чувствуетс€. ј обычно приходитс€ иметь дело с представител€ми пишущей братии, которые не знают о предмете ничего… Ёто просто потер€ времени!  онечно, недостаток литературы на русском €зыке очень сильно сказываетс€ – нельз€ готовить fashion-журналистику, не зна€ линии успеха и биографии ведущих творцов моды ’’ века!

- ¬ам никогда не хотелось зан€ть на отечественном модном пространстве нишу —юзи ћенкес, ведь, пожалуй, мало кто еще в –оссии может похвастатьс€ столь очевидной авторитетностью суждений? ¬озможно, всерьез интегрироватьс€ в –унет?

- я вел рубрику на одном сайте – но у них кончились деньги. ћне предлагали проекты на ѕервом канале и на канале «–осси€»… ћожет быть, они дойдут до этого, но сейчас многим часто кажетс€, что мои замечани€ несколько обидны…

- ¬ –оссии всегда так – у Ўахри јмирхановой не сложилось с «“атлером» из-за пресловутой политкорректности. Ќикого не хотелось обидеть… ѕоэтом у нас нет —юзи ћенкес, котора€ могла бы себе позволить определенные интонации…


- ¬се верно. ” нас все от всех завис€т. —частье ¬асильева – € ни дл€ кого не работаю, € ни к кому не прив€зан. ќднако € не могу поспеть за всем – поэтому некоторое сиюминутное упускаю - например, € не видел ни одного концерта «≈вровидени€». „асто € пропускаю и что-то важное, т. к. читаю по 2-3 семинара в день, даю по 3 интервью. ¬рем€ каждого из нас ограничено – мы вынуждены расставл€ть приоритеты.

 

 

 

 

–едакци€ FashionTime благодарит за помощь в организации съемки –есторанный дом јндре€ ƒеллоса

 

 


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
—тринги
“уфли-балетки
Ѕазова€ футболка
јксессуар дл€ техники
Bygakoff Ѕрошь 187633
“уфли ECCO
Ѕазовые джинсы Skinny fit
 ольцо
ѕл€жное платье BEACH TIME
“уника
ћокасины
’алат
ѕлатье из полиэстера
“уфли tamaris
—апоги Andrea Conti
ёбка
ƒжинсовые шорты
—андалии Heine

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

ѕоклонник
20 —ент€бр€ 2011
»нтервью как всегда на высоте. Ќадежда молодец!!! редактор с большой буквы! ѕросто предесть.
«ара
24 ћарта 2011
ћой риспект коллеге-журналисту за интересные и, что немаловажное, компетентные вопросы! ’от€ харизма —ан —аныча спасает даже горе-интервьюеров... —пасибо обоим за от личное интервью.
јлександр
14 ћарта 2011
»нтервью понравилось, но про татарский €зык бред полный.
Ќаталь€ «нак
15 ƒекабр€ 2010
 ак всегда, было безумно интересно послушать [почитать] јлександра ¬асильева.
»нтервью с ј. ¬асильевым €вл€ет собою захватывающую
и увлекательную историю. ”тонченность и элегантность во всЄм... и глубина - ман€ща€, в которую хочетс€ погружатьс€ снова и снова
style-spotlight
2 ћарта 2010
—пасибо, за интересное интервью.
 ак всегда јлександр ¬асильев был точен и предельно откровенен, поэтому верю ему как специалисту, которому нет равных. Ѕольших ему успехов, а так же всему коллективу сайта.
янат
30 ќкт€бр€ 2009
∆иву в “уркмении. –аньше у нас был очень известный "ƒом моды". ¬ нЄм работали выпускники московских вузов. —ейчас тоже работа оживилась, но очень однообразно как-то всЄ. ќчень много награмождено, а достаточно одной вышивки или туркменского украшени€ и все наверно будет хорошо если при этом есть какойто-то силуэт. ј передачи с јлександром ¬асильевым - это отдушина.
–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.