Александр Васильев: «Мое счастье в том, что я ни для кого не работаю, я ни к кому не привязан!»

Время публикации: 26 Мая 2009
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)
Фотограф: Алекс Харадзе

- Александр Васильев – всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор популярных книг и статей, лектор и коллекционер. В какой из этих ипостасей Вы наиболее органичны?

- Во всех – потому что если бы я работал только в одной области, я бы очень быстро соскучился. Нельзя только читать лекции, или только писать книги, или только оформлять спектакли – мне очень нравятся те прекрасные перерывы, которые я могу делать между моими различными занятиями – и, к счастью, достигать успеха во всех областях.

- Как вам удалось на этапе становления избежать «совковости» интонаций и штампов?

- Во-первых, я очень рано эмигрировал из СССР – мне тогда было только 23 года. Во-вторых, я много лет жил в столице моды мира – в Париже. В-третьих, меня воспитывали в среде первой русской эмиграции – и поэтому я старался сохранить русский язык таким, каким он должен быть, а не таким чудным, каким он сохранился здесь, и в-четвертых, - я всегда любил культуру и всегда пытался найти в ней уникальность, а не штампы.

- Какой период в истории моды Вам наиболее близок?

- Зная об этом довольно много и любя историю, я скажу, что нахожу радость практически во всех периодах, но если говорить о моих личных предпочтениях – то это XVI век, итальянская культура во Флоренции; середина XVI века, эпоха Ренессанса мне кажется наиболее захватывающей, целостной, гармоничной и эстетичной из всех эпох моды.

- Вы посвящаете значительную часть своих исследований анализу канонических моделей красоты каждого поколения. Есть ли у Вас любимый типаж?

- Я думаю, что каждая эпоха подарила своих потрясающих красавиц – мне нравится византийская императирица Теодора, готическая красота Агнесс Сорель, я очень люблю пикантное лицо Анны Австрийской – королевы Франции, мне кажется великолепной Мария Антуанетта, я преклоняюсь перед грациозностью мадам де Рекамье, мне очень нравится прекрасное лицо принцессы Боргезе, я обожаю Клео де Миро, княгиню Ирину Юсупову, Натали Палей, Грету Гарбо – такое количество замечательных женщин… это то же самое, как если бы вы у гурмана вы спросили: «Вы больше любите рыбные или мясные блюда?» Я люблю разнообразные фрукты, разнообразные сорта рыбы и мяса, поэтому я не могу выбрать определенный тип женщин – хотя я считаю, что самые красивые глаза – это зеленые: они редко встречаются.

- Ваша ретроспектива – несомненное эстетство. Вы не пытались «рейтинговать» современных красавиц в угоду потребителям?

- Александр Васильев – это не рубль, чтобы всем нравиться. Я никогда не стараюсь подделываться под штампы толпы. Пускай толпа поднимется до моего уровня и узнает хотя бы немного о тех женщинах, которых я перечислил. Если же они хотят услышать о женщинах вроде Анджелины Джоли - я никогда о них не скажу. К Васильеву приходят за раритетом, а не за банальщиной.

- Ваши вкусы хоть когда-нибудь совпадают с общепринятыми?

- Я этого не знаю! Я никогда не сравнивал ни одного моего высказывания с заявлениями других людей – я даже никогда не задавался такой целью! Я автор 22 книг, которые люди читают, изучают и которыми, очевидно, восхищаются – иначе бы у меня не было таких продаж. Но я совсем не интересуюсь, совпадает ли это с мнением толпы! 

- Вы разделяете мнение, что мода ХХ века сформировалась под влиянием таких звезд, как Марлен Дитрих и Мадонна?


- Конечно, это не так! В первую очередь великой была Грета Гарбо! Мадонна вообще копия Марлен Дитрих, Мэрилин Монро и Мэй Уэст, она не оригинальна по сути своей – это ретрозвезда! И хотя она икона стиля сегодняшнего дня, нельзя говорить о том, что Мадонна что-то привнесла в мировую моду.

- Но ведь мода зачастую ретроспективна!

- Не всегда! Кого репродуцировала маркиза де Помпадур? А Мария Антуанетта?! Кого копировала Грета Гарбо? Это теперь мы живем в такую банальную дешевую эпоху неграмотности и бесстилья, когда все всех копируют! 

- Чем это обусловлено?

- Закат Запада. Закат Европы.

- Доминирование Востока? Тотальное властвование азиатского типажа?


- Конечно! Мы заканчиваем свое существование! Блондинки выходят из моды – на пике популярности брюнетки, раскосые глаза, смуглая кожа, короткие ноги. Сейчас даже модно ходить, не «раскрывая» ступню, как ходили раньше манекенщицы, а «загребая».

- А чем можно объяснить с точки зрения детерминированности увлечение африканскими чертами – сегодня пухлые губы стали настоящим культом?

- Победой Барака Обамы.

- Но это же началось раньше - та же Джоли или Йоханссон попали на острие моды гораздо раньше победы Обамы.


- Была еще Наоми Кэмпбелл. Она задала тон. А так как мужчины ищут плотских радостей, они думают, что женщина с надутыми гелевыми губами будет лучше заниматься оральным сексом! И многие женщины – особенно в России, где женщин 62% против 38% мужчин - в надежде на лучший улов сознательно идут на это. Мода зависит от ряда факторов, и, безусловно, Наоми вошла в контекст…

- А какой был контекст? Что позволило ей войти в него, стать культовой фигурой и сформировать новые каноны красоты?


- Глобализм. Смешение рас. Возможность привести на подиум женщину другой расы – чего раньше не было.

- Но в 70-е годы тоже казалось, что предпосылки созданы - Иман также не просто обратила на себя внимание, но стала сенсацией. Однако мода тех лет сформировалась совсем под другим углом.

- Почему же – Иман ввела в моду загар. А эти прически «одуванчик» в стиле Анжелы Дэвис в эпоху хиппи?! Все женщины в мире сделали себе мелкую химию – а все потому, что не было геля! Медицина того времени не позволяла делать пластические операции – а в 90-е и нулевые появились уколы в губы и множество других способов кардинального вмешательства. Контекстом развития этой темы стал прогресс!

- В одном интервью вы сказали, что мода 90-х годов XX столетия сформировалась под влиянием эпидемии СПИДа - чумы XX века. Ощущение фатальности и депрессивные настроения и породили феномен унисекса. Появились белье и одежда несексуальных форм, мрачные краски, желание остаться незаметным, не проявлять сексуальности…


- Конечно! Эта тенденция просматривалась особенно в белье – оно было серого цвета, направления унисекс – то есть не так очевидно провоцировало на беспокойство.

- Принято считать, что это была эстетика «героинового шика», сформировавшаяся под влияние гранжа. Это противоречит вашей теории?

- Нет, совершенно нет! Одно зависит от другого.

- Есть мнение, что в моде ХХ века периоды перекликаются – одна эпоха повторяет другую через поколение. Например, сейчас мы без ума от 80-х… Как Вы думаете, в следующем десятилетии мы будем цитировать мрачные минималистичные 90-е?

- Следующей эпохи не будет, потому что будет война. Третья мировая.

- ?????


- Я думаю, что она случится в районе 2012–2014 года. Каждое столетие в 10-е годы всегда бывает огромная война. В 1914 году началась Первая мировая. В 1812 году – с Наполеоном. В 1710 – Полтавская битва. В 1610-х - Русско-польская война – Лжедмитрий, Марина Мнишек… В 1410-х и 1510-х - Грюнвальдская битва и Русско-литовская война. Не случалось, чтобы в этот период обошлось без войны. Неужели вы считаете, что мы настолько поумнели, что не допустим этого?

- Ядерную войну переживут немногие.

- Поэтому 90-х годов не будет.

- Но кто-то же переживет эту войну, если она случится. Как Вы видите в таком контексте развитие моды?

- Думаю, что мы вступим в эпоху матриархата – наконец-то! Это будет счастье для Земли! Власть возьмут женщины. Я не Ванга, но не ходи к гадалке – мужчины умрут, а женщин останется очень много, и они будут спасать своих детей. Они скажут: «Баста!». Тогда будут созданы хранилища спермы – только так они и будут размножаться.

Израильский конфликт – это главное, что толкнет человечество на войну. Главная проблема – непримиримость религий: не разрешен конфликт между мусульманами, иудеями и христианами.

- Разве можно его разрешить? Идеологические конфликты, согласно базовому курсу философии, неразрешимы.


- Именно поэтому я думаю, что это приведет к огромным проблемам на Ближнем Востоке. 

- Во все времена войн и лишений мода развивалась – так, в 40-е годы ХХ века гламурные голливудские образы стали неактуальны, появился образ военизированной женщины с широкими плечами, в моду вошли шатенки, потому что нечем было красить волосы...

- Все это случится и сейчас! Мы уже видим съемки, которые делают во всех этих забытых богом местах – на старых фабриках, в подвалах... А эстетика бинта, медицины, поломанных суставов, грязных изуродованных лиц! И потом – сейчас в моде лиловый цвет – он всегда выходит перед войной. Все мы помним, что мода 1812 года - сплошь лилово-фиолетовая.
 
- Мужская мода, как бы категорично это ни звучало, всегда несколько вторична по отношению к женской. Каковы Ваши прогнозы относительно будущего мужской моды?

- Мода ХХI века делает женщину более мужественной, а мужчину более женственным – и это одно из главных направлений. Мужчины потеряли необходимость физически работать. Компьютеры заменили им станки – вы знаете, что сейчас, чтобы хорошо выглядеть, им надо ходить в фитнес-клуб. Раньше он работал в поле, в шахте, строил. Сейчас все делают машины. Мужчина с хорошей фигурой – это тот, кто занимается в клубе. Появилось много слабых мужчин. Это породило моду на анорексию – женщины хотели быть еще более тонкими и прозрачными, чем тонкие и прозрачные мужчины наших дней.

Сегодня самые модные мужчины носят бороду. Она напоминает и Осаму бен Ладена, и правоверного еврея, и православного священника – она и является символом единения религий. Выход будет в эту сторону – мужчина с бородой, завуалированная женщина. И конечно, один мужчина на много женщин. Это будет результат послевоенного времени.

Что меня еще очень беспокоит – угроза того, что татарский язык будет принят как второй национальный язык в России. А это уже обсуждается в Думе! Вы понимаете, чем это грозит?! Мы начнем изучать татарский язык в школе; это неплохо – знать языки, но он близок к турецкому, туркменскому, узбекскому казахскому, азербайджанскому - тюркская группа. В Турции 90 млн людей, у нас много женщин – наконец-то они смогут договориться! Это приведет к слиянию мусульманства и России. 

- Кого Вы считаете безусловным авторитетом в мире моды?

- Карлу Бруни! Она жена президента Франции – самой элегантной страны мира, бывшая манекенщица. Думаю, ее одевает Шанель.

- Есть ли мода в России?

- Скорее стиль. Русская мода, конечно, вторична, а русский стиль оригинален. 

- Вы часто демонстрируете свою позицию по отношению к русскому стилю - без всяких снобистских «фи».


- Я его люблю и собираю, но заметил, что в России никогда не будут носить косоворотку или сарафан, пока в Париже не дадут отмашку!

- Лагерфельд недавно своей русской коллекцией дал отмашку, но почему-то в России это не сильно прижилось – все повально ходят в структурных боди и жакетах с гипертрофированными плечами от Balenciaga и Balmain.

- Вот! А вы видели, какие Лагерфельд выпустил лаковые каблуки с двуглавым орлом?! Кстати, заведущая по аксессуарам Шанель – Летиция Краэ – это моя ученица – создает сумочки, очки и поясочки, которые очень любят и наши миллионерши.

- Кого из российских дизайнеров Вы бы выделили?

- В Петербурге самыми талантливыми я нахожу Олега Бирюкова, Татьяну Котегову и Татьяну Парфенову. Вообще я считаю петербургскую школу гораздо более сильной, чем московскую. Также я бы выделил Алену Ахмадуллину, Арнгольдта, Кирилла Гасилина – моего ученика. Мне нравятся некоторые вещи Чапурина и Черницова. 

- Существуют ли, на Ваш взгляд, универсальные приемы создания стильного образа, вневременные тренды? Что бы посоветовали абстрактной женщине, которая хочет узнать мнение Александра Васильева?


- Нельзя из дылды сделать крошку, из полной – стройняшку. Никогда не забывайте о возрасте, весе и росте. Также сейчас заметно направление в сторону «новой скромности» - думайте о том, что между одеждой и телом женщины должно быть пространство. Ничто не должно быть слишком облегающим и вызывающим. И не мешайте в наряде больше трех цветов - это спасет вас.

- Маленькое черное платье может кого-то испортить?

- Нет, я не думаю. Это потрясающее решение.

- В нашей стране практически отсутствует такой жанр, как fashion-журналистика...

- Согласен. Однако есть редкие исключения – например, Рымкевич, на мой взгляд, потрясающе пишет. В нашей стране не хватает какого-то централизованного образования. Факультет журналистики при МГУ, может быть, и неплохой, но никто специально про моду не пишет, а знаний им не хватает. Чтобы хорошо писать о моде, надо знать хотя бы теорию и историю моды. Я, например, очень рад, что вы пришли подготовленными – и мне приятно иметь дело с журналистами, которые оперируют знаниями, это очень чувствуется. А обычно приходится иметь дело с представителями пишущей братии, которые не знают о предмете ничего… Это просто потеря времени! Конечно, недостаток литературы на русском языке очень сильно сказывается – нельзя готовить fashion-журналистику, не зная линии успеха и биографии ведущих творцов моды ХХ века!

- Вам никогда не хотелось занять на отечественном модном пространстве нишу Сюзи Менкес, ведь, пожалуй, мало кто еще в России может похвастаться столь очевидной авторитетностью суждений? Возможно, всерьез интегрироваться в Рунет?

- Я вел рубрику на одном сайте – но у них кончились деньги. Мне предлагали проекты на Первом канале и на канале «Россия»… Может быть, они дойдут до этого, но сейчас многим часто кажется, что мои замечания несколько обидны…

- В России всегда так – у Шахри Амирхановой не сложилось с «Татлером» из-за пресловутой политкорректности. Никого не хотелось обидеть… Поэтом у нас нет Сюзи Менкес, которая могла бы себе позволить определенные интонации…


- Все верно. У нас все от всех зависят. Счастье Васильева – я ни для кого не работаю, я ни к кому не привязан. Однако я не могу поспеть за всем – поэтому некоторое сиюминутное упускаю - например, я не видел ни одного концерта «Евровидения». Часто я пропускаю и что-то важное, т. к. читаю по 2-3 семинара в день, даю по 3 интервью. Время каждого из нас ограничено – мы вынуждены расставлять приоритеты.

 

 

 

 

Редакция FashionTime благодарит за помощь в организации съемки Ресторанный дом Андрея Деллоса

 

 


Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Блузка-туника в полоску
Майка-борцовка
Футболка TOM TAILOR Denim
Плавки Cari
Юбка Marc OPolo
Чулки POMPEA
Платье MORE  MORE
Шторы для ванной Magic Lady
Сабо Vitacci
Эспадрильи Alex Silva
БАЗОВАЯ ФУТБОЛКА ДЛЯ МУЖЧИН
Босоножки на платформе ROBERTO BOTELLA
Кеды Vitacci
Комбинезон Baon
Ветровка Liu Jo
Пуховик Trussardi Jeans
Платье
Джинсы Diesel

Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Поклонник
20 Сентября 2011
Интервью как всегда на высоте. Надежда молодец!!! редактор с большой буквы! Просто предесть.
Зара
24 Марта 2011
Мой риспект коллеге-журналисту за интересные и, что немаловажное, компетентные вопросы! Хотя харизма Сан Саныча спасает даже горе-интервьюеров... Спасибо обоим за от личное интервью.
Александр
14 Марта 2011
Интервью понравилось, но про татарский язык бред полный.
Наталья Знак
15 Декабря 2010
Как всегда, было безумно интересно послушать [почитать] Александра Васильева.
Интервью с А. Васильевым являет собою захватывающую
и увлекательную историю. Утонченность и элегантность во всём... и глубина - манящая, в которую хочется погружаться снова и снова
style-spotlight
2 Марта 2010
Спасибо, за интересное интервью.
Как всегда Александр Васильев был точен и предельно откровенен, поэтому верю ему как специалисту, которому нет равных. Больших ему успехов, а так же всему коллективу сайта.
Янат
30 Октября 2009
Живу в Туркмении. Раньше у нас был очень известный "Дом моды". В нём работали выпускники московских вузов. Сейчас тоже работа оживилась, но очень однообразно как-то всё. Очень много награмождено, а достаточно одной вышивки или туркменского украшения и все наверно будет хорошо если при этом есть какойто-то силуэт. А передачи с Александром Васильевым - это отдушина.
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.