»ван ќхлобыстин: "я обычный человек и нахожусь в противоречи€х"

¬рем€ публикации: 14 Ќо€бр€ 2012
јвтор: Ќадежда —трелец (—ырых)
‘отограф: ћарина ќнищик
»сточник: FashionTime.ru
†»ван ќхлобысти톆актер, режиссер, драматург, св€щенник, лидер общественного движени€, политик, креативный директор†«≈вросети», »ван „ужой, Ћеопольд –оскошный. „то из этого €вл€етс€ основополагающим, а что†второстепенным?
– ƒействительно, € св€щенник, сценарист, актер. ƒействительно, «ќбщество 77» и «ѕравое дело». » все псевдонимы – »ван „ужой, Ћеопольд –оскошный – это тоже €.

¬ы говорили, что считаете своим учителем –олана Ѕыкова. ≈сть ли у вас еще безусловные авторитеты?
– ¬ первую очередь это мой духовный отец – протоиерей ¬ладимир ¬олгин, который 17 лет занимаетс€ моим духовным наставничеством. ѕротоиерей ƒимитрий —мирнов – замечательный человек, говор€щий правду без огл€дки и истинно верущий не в ущерб другим. ≈стественно, авторитеты дл€ мен€ – мо€ мама и родственники. »з учителей, которые принимали участие в моем становлении как личности, –†педагоги ¬√» а и –олан јнтонович Ѕыков. »менно он прин€л активное участие в моей творческой биографии – едва ли не насильственно заставил сначала сниматьс€ в «Ќоге» (по его рекомендации мен€ позвали в этот фильм), а потом и в фильме «8 с половиной долларов». ѕричем режиссеру € очень не нравилс€, потому что он видел себ€ в этой роли. ѕотом долгое врем€ у мен€ была студи€ в ÷ентре –олана Ѕыкова, мы все врем€ общались, и именно он преподал мне урок, как должен себ€ вести и позиционировать художник.

ј авторитеты, с которыми мне √осподь не дал возможности встретитьс€, – это ќлег ƒаль, образец русского аристократизма на экране.  огда € училс€, то ориентировалс€ на отечественных художников типа √ригори€  озинцева – это « ороль Ћир», «√амлет», классика-классика. », конечно, вс€ бриллиантова€ когорта: ≈встигнеев, Ћеонов, ћиронов, ѕапанов.

 ого вы считаете талантливым современным актером?
– ќчень одаренный актер јлександр ƒомогаров.   сожалению, дл€ таланта его формата так и не было подобрано соответствующего материала. ќн актер от Ѕога, с удивительно широким спектром возможностей. ќчень талантлив јртур —моль€нинов. ћихаил ќлегович ≈фремов – гений!  онечно, все это не дот€гивает до уровн€ этой самой бриллиантовой когорты ушедших мастеров. Ќо, с другой стороны, может быть, € идеализирую их?

–†¬ свое врем€ вы отказались от участи€ в фильм冫ќстров».†  аковы дл€ вас критерии отбора материала?
– Ќикогда нельз€ гарантировать, что будущий проект – достойное художественное произведение. ’от€ в том случае это можно было отчасти гарантировать, потому что Ћунгин серьезно относитс€ к своей де€тельности. Ќо тогда € находилс€ в твердом убеждении, что св€щеннику нельз€ сниматьс€. я прекрасно помню, как он мне звонил, а € ходил между смородиновыми кустами на даче и кусал локти: ах как жалко! Ћунгин, ћамонтов – это уже обещало успех! ѕрошло врем€, и в беседе с отцом ƒимитрием —мирновым € посетовал, что мне оп€ть предлагают сниматьс€, но € не могу, потому что € св€щенник. ќн улыбнулс€ и сказал, что €вл€етс€ одним из тех немногих, кто дочитал  ормчую книгу – это свод богословских бытовых правил дл€ православного христианина. “ак вот, там ничего нет о кино, потому что 400 лет назад кино не существовало. ќн предложил мне написать письмо патриарху. я написал письмо, патриарх мне разрешил сниматьс€. ”же тогда € написал сценарий фильма «—оловей-разбойник» и на 7 лет о нем забыл. ”сили€ми Ћюбы  алинской сейчас сн€ли этот фильм. ѕремьера – в этом но€бре.

†≈сть ли такие режиссеры, кому вы не сможете отказать?  акого рода проект может вас заинтересовать?
– Ќавскидку не скажешь. —лучаетс€, например, как с ≈гором Ѕарановым, который снимал «—оловь€-разбойника». 24 года, парень только что вышел с курса —оловьева, перед этим он сделал фильм «—амоубийцы». “о есть особой творческой судьбы нет, а «—оловей-разбойник» –†гигантский проект. ћы ему доверились, и наши надежды оправдались. Ќужно каждый пример рассматривать индивидуально. я не знаю, что должно привлечь мен€ безусловно. ƒеньги – нет. —лава, гордын€, честолюбие - это было бы безумием в моем случае. Ќужно брать сценарий, читать и пытатьс€ пон€ть, €вл€етс€ ли этот продукт художественным произведением. —оглашатьс€ надо не только дл€ денег, славы режиссера и продюсерской компании.

†ќднажды в интервью –енате Ћитвиновой в программ冫ƒетал軆вы сказали, что не представл€ете, как можете сн€тьс€ в сериале, какие деньги вам должны заплатить и что это должен быть за проект. » в итоге вы снимаетесь ↫»нтернах».
– ƒа-да, это так. Ёто была интересна€ истори€. ћне позвонил ћакс ѕежемский, который снимал «ћама, не горюй», и спросил, могу ли € обсудить возможность сн€тьс€ в «мыле» на “Ќ“. ≈сли бы в институте мне сказали, что € буду сниматьс€ в «мыле», € бы не поверил. Ёто считалось дико неприличным.   тому же “Ќ“ – это отдельна€ песн€, там же «ƒом-2». я у себ€ на телевизоре ручки повыдернул, чтобы заблокировать этот канал. Ѕлаго у мен€ дети воспитанные, они «ƒом-2» не смотр€т. ƒл€ мен€ этот канал не существовал как таковой.

†» что было решающим фактором?
– ≈го личность. я знал, что ѕежемский не беретс€ за абы что. ƒеньги дл€ него не основное. —в€зи тоже его не могут заставить работать. я ответил: «ѕришли сценарий, € посмотрю. Ќо мне кажетс€, это чушь кака€-то!» Ёто был качественный сценарий на 3 серии, хороша€ комеди€. «атем мы встретились с продюсером и автором —лавой ƒусмухаметовым. ќн кавээнщик, бывший врач. —лава мне дико понравилс€. ќн хорошо пишет, он хороший человек, он объ€снил мне, чего он хочет, и мне показалось это любопытным. »з актеров особенно мне нравилс€ »льин. я посмотрел даже эскизы декораций, и все мне показалось целесообразным. ’от€ € рисковал.

ѕ€ть первых дней после выхода «»нтернов» были ужасом дл€ продюсеров. Ёто был новый продукт на странном канале, далеком от нравственности. ѕродюсеры с белыми лицами ходили и говорили, что потер€ли 8 миллионов. Ќа 6-й день рейтинги взлетели, люди рассмотрели, началась цепна€ реакци€. ”спех привел к тому, что было отсн€то 180 серий. 25 окт€бр€ этого года нас отпустили из павильона, и € пон€л, что € одичал. ƒл€ мен€ удивительно, что «»нтерны» продержались 180 серий, и мы не опозорились. ѕо рейтинговой части мы держим большую долю, нежели в самом начале, когда казалось, что больше быть не может. ¬се возможные рекорды мы побили, включа€ форматные.

–†180 серий†–†это конец? Ѕудет продолжение?
– ѕо-моему, будет. Ќо вчера € был на «шапке» – это банкет дл€ коллектива и всех цехов, когда отсн€та крайн€€ сери€.

†¬ы известны непафосным отношением к профессии. ¬ы признавались, что вернулись в кино, потому что было необходимо кормить семью.† “рудно это не пон€ть. » тем не менее при вашей репутации большого актера порой вы участвуете в сомнительных проектах.  ак вы дл€ себ€ определ€ете предел этой терпимости? Ќапример, ледовые шоу ил膫“анцы со звездам軆–это точно не ваша истори€? »ли не зарекаетесь?
– я бы очень хотел научитьс€ танцевать, но не могу позволить себе посв€тить этому полгода. “ем более со стороны это будет выгл€деть отвратительно. ¬о ¬√» е весь 4-й этаж собиралс€ на мен€ смотреть во врем€ танцев, потому что более смешное и нелепое зрелище представить себе нельз€. я знаю, что танцую плохо, а пою просто никак. ћне удаютс€ только 2 песни – «я убью теб€, лодочник» и «ћо€ бабушка курит трубку». Ёто не этический момент, чванства в этом нет. я просто плохо танцую и пою.  огда началс€ проект «“анцы на льду», мы с ќксанкой смотрели. ¬о мне было все, кроме осуждени€ этих людей.

 уда € еще могу не пойти?  улинарные шоу. я вообще не очень понимаю, почему все так озаботились кулинарной промышленностью. Ѕудто все недоедали раньше, а сейчас дорвались. Ќа каждом канале по п€ть передач про то, как правильно есть. ѕроект о высокой моде? ћожет быть. Ќо € не самый элегантный человек. я играл в регби, у мен€ фигура валиком, по мне бегали 2 команды – мо€ и чужа€. ѕотом мои представлени€ о моде довольно просты, и вр€д ли € смогу чему-то научить. –еклама? ѕочему нет? я рекламирую телефоны компании «≈вросеть». Ќо перед тем как рекламировать, € действительно изучаю этот телефон.

–†¬ы не просто рекламируете, но делаете это в статусе арт-директора†«≈вросети».
– ƒа, но это органично одно в другое входит. ѕеред рекламой мне дают телефон на тест. я изучаю все его функции, потому что бывает так, что телефон неудобен, например.

–†» вы не будете рекламировать такой телефон?
– Ѕуду, если он честно соответствует позици€м, за€вленным в рекламе, «цена – качество».

–†ј истори€ с приглашением ‘илиппа  иркорова за какой-то космический гонорар †–†ваша креативна€ иде€?
– Ёто не в моей компетенции. Ёто какое-то баловство.

–†јлександр ћалис сделал за€вление, что гонорар в данном случае соответствует уровню звезды, котора€ его рекламирует, и тем самым словно подтвердил слухи об этой заоблачной сумме. ¬ »нтернете сразу же активно стали обсуждать ситуацию и предполагать, что же это за гонорар. Ќу и заодно про вас вспомнили.
– — маркетологической точки зрени€ это сделано грамотно: привлекли внимание, ничего не сказали, люди сами все расшифровали. ћалис очень творческий человек. ¬идимо, он руководствовалс€ цел€ми привлечь внимание к продукту.

† ак „ичваркин отреагировал на ваше назначение?
– ’орошо. » € к нему очень уважительно отношусь. ќн создал одну из самых крупных компаний в –оссии. „ичваркин –†большой энтузиаст. ≈сли бы не он и его друзь€, это было бы невозможно. “олько деньгами такие проекты не делаютс€.

†¬ последнее врем€ мы наблюдаем множество скандалов вокруг –ѕ÷, много критики и мнений, что этот институт почти полностью дискредитирован. ¬ этой св€зи интересна ваша реакци€ как бывшего св€щенника. ¬ первую очередь речь идет об открытом письме ѕатриарху ћосковскому и все€ –уси  ириллу, касающемс€ дела Pussy Riot. „то дл€ вас самое неправильное в этой истории?
– я никогда не был критиком церкви. я верное чадо церкви. ¬се, что € говорил, не следует рассматривать как критику. ћеньше всего на свете € хотел оправдывать Pussy Riot, когда писал это письмо. Ёто отвратительно. Ёто не искусство, это гадость. Ќи уважени€, ни интереса они у мен€ не вызывают. ћы в 90-х тоже хулиганили, самоутверждались. Ёто все давно пережито. Ќо здесь еще и политическа€ акци€. я понимал, что если так пойдет и дальше, то из них сделают героинь. Ќарод был недоволен выборами и не знал, как свое недовольство выразить. ј тут по€вилась эта истори€ с Pussy Riot. ¬ какой-то момент € пон€л, что девчонок не отпуст€т, даже сама среда и вс€ эта либеральщина, котора€ €кобы их поддерживает.

ѕолитический конфликт с религиозной подоплекой мог разорвать наше общество. Ёто опасное €вление, которое уже делит людей на два лагер€. Ѕыл момент, когда можно было договоритьс€, чтобы их не держали в тюрьме. Ќо они очень хотели сидеть, им нужен был скандал и мировое турне. я понимал, что все это им пообещали, но не дадут. »х использовали, но потом отбросили как ненужное. ћо€ пасторска€ задача была помочь девушкам не утонуть в этом конфликте и сохранить авторитет церкви, потому что многое было сделано неправильно. Ќи та ни друга€ сторона не хотела ничего предпринимать. ¬ итоге сейчас иностранцы называют кафедральный храм моей –одины Pussy Riot Church. Ёто оскорбительнее всего!† “олько ради этого врагам, если они хотели навредить, можно было устраивать это все. ƒевчонки несчастные, никто не будет ими заниматьс€.  ому они нужны? ќни поют хорошо? Ёто инсталл€ци€ трех пь€ных домохоз€ек, которые решили на балконе спеть песню из репертуара јллы ѕугачевой. ќни из себ€ не представл€ют никакого художественного €влени€. —оциального и политического тоже. ќни ничего из себ€ не представл€ют. «апутавшиес€ молодые девчонки, которым еще жить, рожать и влюбл€тьс€, а вс€ эта ерунда еще лет на 10 лишит их этой возможности. —ейчас они уже отработанный материал. Ёто такой кисл€к. ќ них уже даже говорить неинтересно, как давно неинтересно, например, говорить о политике на ”краине. Ћюди уже обалдели от этой политики, уже перед миром срамно, потому что политика у слав€н – это оперетта. ћы живем по законам азиатского чиновничьего каганата. Ёто дика€ политархитектура власти.

† акие цели со своей партией преследуете вы?
– »деологические. ќсновна€ проблема нашего народа – отсутствие общей мечты, цели, идеала. —егодн€ нет ориентиров дл€ огромной гражданской морально-нравственной платформы. ≈сть абстракци€, котора€ не выражена в неком символе. ћы это называем империей, но не нав€зываем, понима€, что сегодн€ восстановление монархии невозможно. Ёто тоже оперетта была бы. Ќо мы также понимаем, что ничего не проходит даром. ¬озможно, через поколени€ по€витс€ человек, наделенный сакральной властью. –усский человек не может преклон€ть голову перед бумажкой, конституцией. ≈сли он преклон€л голову, то перед личностью и идеей, сто€щей за этой личностью. ¬от сейчас эта логическа€ лини€ внутренней мотивации оборвана. Ќаша идеологическа€ задача – породить новое мировоззрение.

–†Ќеобходимо ли, на ваш взгл€д, одиозному, €ркому, харизматичному человеку про€вл€ть себ€ как-то особенно и в частной жизни, создавать свой внеэкранный образ, как например, –ената Ћитвинова и в некотором смысле вы? –ечь идет о том, что не дает обывателю отдел€ть образ от реального человека. –енату, например, воспринимают уже не только как талантливую актрису и режиссера, она человек-арт-проект.
– я знаю –енату давно, она мо€ сокурсница со сценичного факультета. ќна всегда хорошо писала, была труд€гой. я ее знал еще до того, как она прин€ла на себ€ брем€ этого образа. Ёто была весела€, смешлива€ девчонка. Ќо она выбрала такой образ и честно ему следует. Ёто позволило ей выделитьс€ на фоне остальных, реализовать какие-то проекты. ¬озможно, без этого образа они бы ей не удались, а момент узнаваемости в этом деле очень важен.

„то касаетс€ мен€, то € не успеваю чисто физически заниматьс€ столь сложной работой, как позиционирование себ€ во внешнем мире. „то получаетс€, то получаетс€. ¬се, что исходит от мен€, – это процесс естественный, неспровоцированный, непридуманный мною. Ёто жизнь. —ветскую жизнь € не веду. ” мен€ все просто, как у обычного рабочего на заводе: работа – семь€, работа – семь€. ѕлюс еще какие-то необходимые меропри€ти€.

–†“о, что вы не занимаетесь позиционированием, очень видно. ¬озникает ощущение, что и в реальной жизни вы человек неоднозначный, эпатажный. Ќекоторые ваши поступки и за€влени€ порой кажутс€ странными, а ведь вы не только актер, но и общественный де€тель, политик. ѕеред интервью вы признались, что порой хотите проанализировать €вление и докопатьс€ до сути, но ваши слова вырывают из контекста и дают как провокационные. ¬ы совершенно не отсекаете эти вещи, и возникает противоречивый образ. ¬чера был эфир на†«ƒожде», где вас представили едва ли не скинхедом и гомофобом. » хот€ журналистов программы Hard Day’s Night критикуют не меньше, чем вас, все-таки интересно: отчего вы так необдуманно раскрываетесь и позвол€ете затрагивать табуированные темы? “акое ощущение, что вы не боитесь быть дискредитированным.
– я хочу жить обычной непридуманной жизнью. ћне так легче. ƒаже если € выберу какую-то схему, даже если она будет политкорректна, это буду не €, а мною придуманный персонаж. я обычный человек, € нахожусь в противоречи€х. ¬ моей голове сейчас, например, крутитс€ несколько задач: обв€зать мешками вишни в саду, доделать партийный кодекс, вы€снить у ќксанки, кто же был убийца в «ћосгазе» (когда € уснул, она еще смотрела эту передачу). ≈сли что-то из моего реального убрать, € не буду нормальным завершенным человеком. ћен€ можно любить или нет, но € никого не обманываю. ћне некомфортно под кого-то подстраиватьс€. я к люд€м отношусь очень уважительно и стараюсь не переходить ту грань, котора€ может у€звить самое болезненное в нем. ћожно обидеть человека и критиковать, но в границах допустимого. я не вижу смысла подстраиватьс€ под какие-то схемы и на кого-то ориентироватьс€.

–†“ворческому человеку можно простить любую странность. Ќо вы общественный де€тель, политик. Ёто уже немного ина€ степень ответственности.  ак политику вам должно быть важно, как вас воспринимает общество. ¬ы понимаете, что получили нежелательное позиционирование после этого эфира? ” вас нет желани€ оправдатьс€?
– ≈сть такое пон€тие «шариковский бомонд». ќно прекрасно иллюстрирует то, что происходит вокруг «ƒожд€». „то касаетс€ этого эфира, то € действительно знал, что они неделикатно ведут свой диалог: п€ть человек на одного в перекрестном разговоре – это не диалог. я не стал избирать никакую схему, иначе это был бы не €. ≈сли € ошибс€, это был €. ≈сли € победил, это тоже был €. ј если бы € был в схеме, победила бы схема. ѕорой бывают искренние собеседники, и ты волей-неволей под них подстраиваешьс€. “ы интуитивно ощущаешь, что они будут блюсти твои интересы больше, чем ты, они теб€ уважают как собеседника, им важно докопатьс€ до сути. ј тут нанос€т удар, когда ты открыт.

—обира€сь в эфир, € дл€ себ€ хотел пон€ть, до какой степени это зло: все это образование вокруг этого телеканала, эта либеральщина, спекул€ци€ на тему демократии, оппозиционных настроений. ќни знали, как мен€ провоцировать, как € могу ответить. я был искренен. я бы легко мог защититьс€, избрать один из заранее придуманных модулей, через который было бы не пробитьс€. ¬ышла бы череда рингтонов.  акой вопрос ни задай, рингтончик на стену «¬ онтакте». Ќо € говорил без рингтонов, € был открыт, € допустил их к себе, чтобы посмотреть, как они мною воспользуютс€. ѕотому что также, как они воспользовались мной, они пользуютс€ и другими. » € сделал дл€ себ€ вывод, что все это не то, на что нужно равн€тьс€, не то, что называетс€ свободой. ƒаже вкусом или творческой реализацией это трудно назвать.

Ќапример, был такой вопрос: «¬ы сказали, что на телевидении работает такой-то процент пидоров». ќбычно € аккуратен в речи. я не помню этого интервью. ћожет быть, это была смоделированна€ фраза. Ќо мне легче было согласитьс€, что € мог так сказать. я ответил «ƒа, это так» не потому, что помню это интервью, а потому, что это действительно так. Ќе надо пытатьс€ закрытьс€ словами от простой истины. “огда мен€ друга€ женщина спросила: «ј откуда вы знаете?» » € решил просто сдатьс€: «ƒа это € так л€пнул!» ¬ одной позиции € откровенно сдалс€ и стал ждать: воспользуютс€ ли дальше? ѕытались. » € окончательно потер€л веру в то, что € им интересен как личность. я им был интересен только как информационный повод, чтобы реализовать себ€ всеми средствами. ѕри этом в любой профессии существует непреложный закон профессионализма. ¬ кино, например, ты не можешь реализоватьс€ один как актер, тво€ цель – реализовать задачу режиссера. ≈сли это происходит, то уже в контексте реализации режиссерской задачи реализуетс€ и тво€ актерска€ задача. ≈сли ты туда привнесешь еще что-то, это абсолютна€ реализаци€. —ловом, это коллективный труд.

ѕосле того как € сдалс€ в интервью на «ƒожде», € пон€л, что они требовали от мен€ не мен€ самого, а той картинки, которую нарисовали до интервью. Ѕыл еще довольно издевательский анонс с формулировками «клоун», «шут гороховый»… я думал, что в течение разговора они увид€т, что € человек открытый, готовый признавать какие-то свои ошибки, что мы поговорим искренне, по существу. Ќо такого разговора не получилось – у них была задача «бомондной желтухи».

я уважаю людей и стараюсь вы€вить в человеке главное. я стесн€юсь просить помощи, хот€ мне помогали в жизни. я такой, какой € есть. ј гл€нцевые безупречные политики, создающие образ хороших во всех отношени€х людей, –†это неправда. Ћюди, которые не говор€т ничего лишнего и не попадают в сложные ситуации, не мо€ истори€. –ано или поздно подводные течени€ разорвут их.

–†ј кто дл€ вас пример профессионализма и журналистской этики?
–  огда-то € был на интервью у ѕознера. Ќесмотр€ на то что он не скрывает, что это чужа€ дл€ него страна, как журналист он большой профессионал. ¬олей-неволей у него на интервью учишьс€, он приводит в состо€ние осознанности.   нему не приход€т произвести впечатление. “ы должен иметь единую линию повествовани€, котора€ дает возможность получить полное представление об образе с твоей интонацией. ѕознеру это удаетс€. “олько в честном разговоре можно прийти к каким-то результатам. ј кокетничать друг с другом или оскорбл€ть – это ни к чему не приводит.


–едакци€ FashionTime.ru благодарит за помощь в организации съемки ресторан Nobu. † †

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
¬етровка с капюшоном
AMPTHILL TERRA PUT
 оротка€ рубашка
“апочки ECO-OZ
 ардиган
Ѕотинки ECCO
Ѕазова€ футболка
 оврики комнатные ARLONI
Bygakoff Ѕрошь 187633
ƒжемпер
SNEAKERS U.S. Polo Assn.
Shams Ѕраслет 122880
Ѕосоножки MELROSE
 уртка HUSKY
Ћосьон дл€ рук и тела AVALON ORGANICS
“опы, 3 штуки VIVANCE
 остюм
“русы John Richmond

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.