ѕервый в истории Ђнуворишейї - ¬андербильд

¬рем€ публикации: 13 јвгуста 2008
јвтор: Ќатали€ јпрельска€

¬андербильду, который занимает второе место после –окфеллера в списке самых богатых американцев всех времен, мы об€заны пон€тием «нувориш» и чипсами.

27 ма€ 1794 года в бедной семье на родовой ферме на —татен-јйленде родилс€  орнелиус ¬андербильд - четвЄртый из дев€ти детей.   11 годам он бросил школу и стал помогать своему отцу-паромщику и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Ќью-…орка. «а мес€ц до 16-лети€ он объ€вил матери, что собираетс€ уйти из дома и стать мор€ком. ¬ ответ она сделала ему деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неЄ взаймы 100 долларов на покупку судна. ќн прин€л предложение и выполнил все услови€. “ак в 16 лет он стал гордым владельцем небольшой баржи. Ќа ней ¬андербильд перевозил пассажиров через залив, бер€ с них по 18 центов.   концу года он отдал матери долг и сверх того внЄс в семейный бюджет свыше тыс€чи долларов. ¬ 19 лет он женилс€ на своей соседке и кузине —офии ƒжонсон, женщине не менее волевой и целеустремлЄнной, чем он сам. ќна тоже участвовала в бизнесе - купила гостиницу в одном из перевалочных пунктов, где останавливались на ночевку пассажиры.

¬ 1812 году —Ўј объ€вили войну јнглии, ¬андербильд не растер€лс€ и добилс€ от федерального правительства эксклюзивного права на водные перевозки между Ќью-…орком и построенными вокруг него защитными фортами. ќн смог наладить бойкое судоходство по реке √удзон и к концу 1817 года увеличил свое состо€ние до $9 тыс. ќднако в том же году у молодого бизнесмена по€вились конкуренты - пароходы, и прибыль компании стала падать. Ќе жела€ отставать от технического прогресса, ¬андербильд продал весь свой парусный флот и поступил капитаном судна в пароходную компанию “омаса √иббонса с жалованьем $60 в мес€ц. –ешение работать по найму было прин€то потому, что ¬андербильду, прежде чем развернутьс€ в пароходном бизнесе, сначала нужно было в нем досконально разобратьс€.

¬скоре  орнелиус ¬андербильд стал равноправным партнером √иббонса по бизнесу. Ётому способствовало его умение уничтожать конкурентов, делал он это не совсем честным способом - демпингом. Ќапример, начал гон€ть свои суда по √удзону без лицензии (монопольное право на перевозки было у Fulton-Livingston) , а цена билета была у него вчетверо меньше конкурентов, всего доллар, свои убытки он возмещал высокой стоимостью выпивки и закуски в судовом баре. Ќо, несмотр€ на дорогое питание на борту судов, ¬андербильд все же нес убытки, однако у его конкурентов убытки были еще больше. Ќаконец они пошли на то, чтобы заплатить ему 100 тыс€ч долларов и платить еще по 5 тыс€ч в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не по€вл€лс€ на √удзоне. ¬андербильд вз€л деньги и перевел свои суда на северное направление - в Ѕостон, ’артфорд, а также на южное - в ¬ашингтон и √авану. ¬ 1829 году ¬андербильд решил, что узнал о пароходном бизнесе все, что хотел, и пустилс€ в самосто€тельное плавание, основав собственное дело.

  началу 1840-х годов его судоходна€ импери€ насчитывала уже более сотни пароходов, а штат был больше, чем в любой другой компании —Ўј. Ћичное состо€ние владельца выросло до полумиллиона долларов - и умножилось в разы после того, как в 1848 году в  алифорнии нашли золото.

Ќо миллионы не распахнули перед ¬андербильдом дверь в нью-йоркский высший свет. ¬с€кий раз, когда его приглашали отобедать с представител€ми местной элиты, он шокировал хоз€ек матросской бранью. Ѕогатство  орнелиуса ¬андербильда по тогдашним меркам было действительно вызывающим, но еще больше шокировали современников манеры магната. ќн открыто кичилс€ не только своим состо€нием, но и своей неотесанностью и дремучим невежеством во всем, что не касалось бизнеса. «¬сю свою жизнь € сходил с ума по деньгам - изобретение все новых способов делать их не оставл€ло мне времени на образование», - откровенничал он в газетах.

ќбразцом роскоши и безвкуси€ стал построенный ¬андербильдом на родном —тейтен-јйленде трехэтажный дворец - его фронтон украшала бронзова€ стату€ хоз€ина, в позе античного бога восседавшего на троне. ¬ыходки  орнелиуса ¬андербильда вызывали у тогдашней американской элиты насмешки, но при этом нью-йоркский свет с поразительной скоростью перенимал любое новшество, исходившее от магната. ¬з€ть хот€ бы его изобретение - картофельные чипсы. ƒогадайс€ ¬андербильд воврем€ его запатентовать - и оно одно принесло бы ему миллионы, а его наследникам - миллиарды. ѕравда, в этом случае пришлось бы делитьс€ с соавтором - ƒжорджем  рамом, поваром отел€ Moon Like House в —аратога-—прингсе. ”тверждаетс€, что 24 августа 1853 года ¬андербильд там остановилс€ и за обедом осталс€ недоволен поданной ему жареной картошкой - €кобы слишком толсто нарезанной и оттого не прожаренной как следует. „тобы умиротворить важного клиента, повар  рам настругал картофель тонкими полосками, обжарил их в большом количестве масла и посолил. ¬андербильду новое блюдо пришлось по вкусу - все врем€ пребывани€ в отеле он посто€нно требовал его. ¬скоре чипсы подавали в любом фешенебельном ресторане јмерики - мысль о том, что спуст€ век чипсы станут символом плебейского общепита, тогда показалась бы бредовой.

≈ще большее осуждение вызывали манеры богача в ≈вропе. ќн мог запросто сн€ть на вечер дл€ дружеской вечеринки крупнейший лондонский оперный театр, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку. ¬ то врем€ двери престижных клубов —тарого —вета оставались в целом закрытыми дл€ €нки. ¬прочем, когда €хта ¬андербильда прибыла в јнглию, газета The Daily News пророчески сообщила: «ќтныне определение «нувориш» должно рассматриватьс€ как подлинный аристократический титул».

¬ 1853 году, име€ 11 миллионов в банке, 60-летний ¬андербильд решил, наконец, отдохнуть. Ёто был отдых капитана: он построил 80-метровую океанскую паровую €хту «—еверна€ звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Ёто была перва€ частна€ €хта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с дес€тью салонами и столовой, отделанной мрамором. —о всей семьЄй и в компании друзей ¬андербильд совершил круиз вокруг ≈вропы.

Ќесмотр€ на преклонный возраст, ¬андербильд, чье личное состо€ние достигло $40 млн., продолжал осваивать новые дл€ себ€ области бизнеса. –аспродав накануне собственного 70-лети€ флот, магнат вновь сделал ставку на паровую технику, только сухопутную: пароходный король вознамерилс€ переквалифицироватьс€ в паровозного.

—троительство железнодорожной империи ¬андербильд начал с приобретени€ одной из самых крупных и перспективных компаний - Harlem Railroad. «атем он решил купить еще и Hudson River Railroad, чтобы объединить их и получить контроль над ключевыми участками железнодорожного сообщени€ на восточном побережье.   концу жизни ¬андербильду удалось построить железнодорожную империю с совокупным капиталом в $150 млн., две трети которого принадлежали лично ему.

—огласно последней воле ¬андербильда оставленные им $105 млн. были поделены следующим образом: $1 млн. - ÷ентральному университету (ныне университет ¬андербильда) и примерно $9 млн. - дет€м, которых он считал пропащими, поскольку те заниматьс€ бизнесом не желали. «а исключением ”иль€ма - надежды  орнелиуса ¬андербильда и продолжател€ его дела, которому и достались остальные деньги.

ѕравда, сейчас от состо€ни€ ¬андербильдов остались лишь дома-музеи и истории о великолепных €хтах, вечеринках и приемах. ј также правила в бридж, которые были также изобретены и улучшены ¬андербильдами. Ќо на сегодн€шний день среди потомков этой фамилии нет ни одного миллиардера.


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕалетки Cesare Paciotti
 оротка€ рубашка
 ардиган
“апочки ECO-OZ
Ѕотинки ECCO
“уфли PROVOCANTE
ѕальто
Ѕазова€ футболка
 оврики комнатные ARLONI
Bygakoff Ѕрошь 187633
“ональные кремы MAX FACTOR
Ўторы дл€ ванной Magic Lady
SNEAKERS Roobins
“уфли
 омплект: футболка и брюки ALFA
∆енские трусы Artu
—никерсы Roobins
Ѕрелок Inesse M

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.