ѕервый в истории Ђнуворишейї - ¬андербильд

¬рем€ публикации: 13 јвгуста 2008
јвтор: Ќатали€ јпрельска€

¬андербильду, который занимает второе место после –окфеллера в списке самых богатых американцев всех времен, мы об€заны пон€тием «нувориш» и чипсами.

27 ма€ 1794 года в бедной семье на родовой ферме на —татен-јйленде родилс€  орнелиус ¬андербильд - четвЄртый из дев€ти детей.   11 годам он бросил школу и стал помогать своему отцу-паромщику и на собственном опыте начал изучение проливов и течений в районе Ќью-…орка. «а мес€ц до 16-лети€ он объ€вил матери, что собираетс€ уйти из дома и стать мор€ком. ¬ ответ она сделала ему деловое предложение: он вспашет и засеет на их ферме каменистый участок в 8 акров, после чего получит от неЄ взаймы 100 долларов на покупку судна. ќн прин€л предложение и выполнил все услови€. “ак в 16 лет он стал гордым владельцем небольшой баржи. Ќа ней ¬андербильд перевозил пассажиров через залив, бер€ с них по 18 центов.   концу года он отдал матери долг и сверх того внЄс в семейный бюджет свыше тыс€чи долларов. ¬ 19 лет он женилс€ на своей соседке и кузине —офии ƒжонсон, женщине не менее волевой и целеустремлЄнной, чем он сам. ќна тоже участвовала в бизнесе - купила гостиницу в одном из перевалочных пунктов, где останавливались на ночевку пассажиры.

¬ 1812 году —Ўј объ€вили войну јнглии, ¬андербильд не растер€лс€ и добилс€ от федерального правительства эксклюзивного права на водные перевозки между Ќью-…орком и построенными вокруг него защитными фортами. ќн смог наладить бойкое судоходство по реке √удзон и к концу 1817 года увеличил свое состо€ние до $9 тыс. ќднако в том же году у молодого бизнесмена по€вились конкуренты - пароходы, и прибыль компании стала падать. Ќе жела€ отставать от технического прогресса, ¬андербильд продал весь свой парусный флот и поступил капитаном судна в пароходную компанию “омаса √иббонса с жалованьем $60 в мес€ц. –ешение работать по найму было прин€то потому, что ¬андербильду, прежде чем развернутьс€ в пароходном бизнесе, сначала нужно было в нем досконально разобратьс€.

¬скоре  орнелиус ¬андербильд стал равноправным партнером √иббонса по бизнесу. Ётому способствовало его умение уничтожать конкурентов, делал он это не совсем честным способом - демпингом. Ќапример, начал гон€ть свои суда по √удзону без лицензии (монопольное право на перевозки было у Fulton-Livingston) , а цена билета была у него вчетверо меньше конкурентов, всего доллар, свои убытки он возмещал высокой стоимостью выпивки и закуски в судовом баре. Ќо, несмотр€ на дорогое питание на борту судов, ¬андербильд все же нес убытки, однако у его конкурентов убытки были еще больше. Ќаконец они пошли на то, чтобы заплатить ему 100 тыс€ч долларов и платить еще по 5 тыс€ч в год, лишь бы он в ближайшие 10 лет не по€вл€лс€ на √удзоне. ¬андербильд вз€л деньги и перевел свои суда на северное направление - в Ѕостон, ’артфорд, а также на южное - в ¬ашингтон и √авану. ¬ 1829 году ¬андербильд решил, что узнал о пароходном бизнесе все, что хотел, и пустилс€ в самосто€тельное плавание, основав собственное дело.

  началу 1840-х годов его судоходна€ импери€ насчитывала уже более сотни пароходов, а штат был больше, чем в любой другой компании —Ўј. Ћичное состо€ние владельца выросло до полумиллиона долларов - и умножилось в разы после того, как в 1848 году в  алифорнии нашли золото.

Ќо миллионы не распахнули перед ¬андербильдом дверь в нью-йоркский высший свет. ¬с€кий раз, когда его приглашали отобедать с представител€ми местной элиты, он шокировал хоз€ек матросской бранью. Ѕогатство  орнелиуса ¬андербильда по тогдашним меркам было действительно вызывающим, но еще больше шокировали современников манеры магната. ќн открыто кичилс€ не только своим состо€нием, но и своей неотесанностью и дремучим невежеством во всем, что не касалось бизнеса. «¬сю свою жизнь € сходил с ума по деньгам - изобретение все новых способов делать их не оставл€ло мне времени на образование», - откровенничал он в газетах.

ќбразцом роскоши и безвкуси€ стал построенный ¬андербильдом на родном —тейтен-јйленде трехэтажный дворец - его фронтон украшала бронзова€ стату€ хоз€ина, в позе античного бога восседавшего на троне. ¬ыходки  орнелиуса ¬андербильда вызывали у тогдашней американской элиты насмешки, но при этом нью-йоркский свет с поразительной скоростью перенимал любое новшество, исходившее от магната. ¬з€ть хот€ бы его изобретение - картофельные чипсы. ƒогадайс€ ¬андербильд воврем€ его запатентовать - и оно одно принесло бы ему миллионы, а его наследникам - миллиарды. ѕравда, в этом случае пришлось бы делитьс€ с соавтором - ƒжорджем  рамом, поваром отел€ Moon Like House в —аратога-—прингсе. ”тверждаетс€, что 24 августа 1853 года ¬андербильд там остановилс€ и за обедом осталс€ недоволен поданной ему жареной картошкой - €кобы слишком толсто нарезанной и оттого не прожаренной как следует. „тобы умиротворить важного клиента, повар  рам настругал картофель тонкими полосками, обжарил их в большом количестве масла и посолил. ¬андербильду новое блюдо пришлось по вкусу - все врем€ пребывани€ в отеле он посто€нно требовал его. ¬скоре чипсы подавали в любом фешенебельном ресторане јмерики - мысль о том, что спуст€ век чипсы станут символом плебейского общепита, тогда показалась бы бредовой.

≈ще большее осуждение вызывали манеры богача в ≈вропе. ќн мог запросто сн€ть на вечер дл€ дружеской вечеринки крупнейший лондонский оперный театр, отменив запланированный спектакль и заплатив неустойку. ¬ то врем€ двери престижных клубов —тарого —вета оставались в целом закрытыми дл€ €нки. ¬прочем, когда €хта ¬андербильда прибыла в јнглию, газета The Daily News пророчески сообщила: «ќтныне определение «нувориш» должно рассматриватьс€ как подлинный аристократический титул».

¬ 1853 году, име€ 11 миллионов в банке, 60-летний ¬андербильд решил, наконец, отдохнуть. Ёто был отдых капитана: он построил 80-метровую океанскую паровую €хту «—еверна€ звезда» стоимостью полмиллиона долларов. Ёто была перва€ частна€ €хта такого класса - с обитой бархатом мебелью, с дес€тью салонами и столовой, отделанной мрамором. —о всей семьЄй и в компании друзей ¬андербильд совершил круиз вокруг ≈вропы.

Ќесмотр€ на преклонный возраст, ¬андербильд, чье личное состо€ние достигло $40 млн., продолжал осваивать новые дл€ себ€ области бизнеса. –аспродав накануне собственного 70-лети€ флот, магнат вновь сделал ставку на паровую технику, только сухопутную: пароходный король вознамерилс€ переквалифицироватьс€ в паровозного.

—троительство железнодорожной империи ¬андербильд начал с приобретени€ одной из самых крупных и перспективных компаний - Harlem Railroad. «атем он решил купить еще и Hudson River Railroad, чтобы объединить их и получить контроль над ключевыми участками железнодорожного сообщени€ на восточном побережье.   концу жизни ¬андербильду удалось построить железнодорожную империю с совокупным капиталом в $150 млн., две трети которого принадлежали лично ему.

—огласно последней воле ¬андербильда оставленные им $105 млн. были поделены следующим образом: $1 млн. - ÷ентральному университету (ныне университет ¬андербильда) и примерно $9 млн. - дет€м, которых он считал пропащими, поскольку те заниматьс€ бизнесом не желали. «а исключением ”иль€ма - надежды  орнелиуса ¬андербильда и продолжател€ его дела, которому и достались остальные деньги.

ѕравда, сейчас от состо€ни€ ¬андербильдов остались лишь дома-музеи и истории о великолепных €хтах, вечеринках и приемах. ј также правила в бридж, которые были также изобретены и улучшены ¬андербильдами. Ќо на сегодн€шний день среди потомков этой фамилии нет ни одного миллиардера.


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
ƒжемпер GIORGIO DI MARE
–убашка с принтом
‘утболка с €рким принтом
Ѕоди с принтом
ѕлатье Grishko
Ѕюстгальтер Luce del Sole
Ѕосоножки Anre Tani
 еды WOZ
“русы Luce del Sole
 ардиган
ќчки солнцезащитные Salvatore Ferragamo
Ќеглиже Lascana
“апочки De Fonseca
“олстовка Grishko
Ѕолеро Aurora Firenze
Ѕотфорты Dorothy Perkins
Ѕрюки MELROSE
ѕолусапоги Just Couture

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.