Тонино Гуэрра: смерть поэта

Время публикации: 31 Марта 2012
Автор: Сергей Степанов
Источник: FashionTime.ru
Тонино Гуэрра – поэт и сценарист сотни фильмов, любимый соавтор Феллини и Антониони, номинант “Оскара” и лауреат Канн, один из последних свидетелей золотого века итальянского – и не только – кинематографа. 16 марта Гуэрра отметил 92-й день рождения, а еще через пять дней – умер.

FashionTime
– о жизни и карьере выдающегося сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегося на протяжении семи десятилетий.



Тонино Гуэрра (Tonino Guerra)
родился 16 марта 1920 года в итальянской деревушке Сантарканджело-ди-Романья неподалеку от Римини – в один год и по соседству с Федерико Феллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружился. Впрочем, с первой коллаборацией великие земляки не спешили – да и, если уж на то пошло, в кинематограф Гуэрру занесло во многом случайно. Писать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагеря во время Второй мировой (фамилия Тонино переводится с итальянского как “война”), но с ее окончанием пошел в учителя (у Гуэрры педагогическое образование).

Первое упоминание в титрах Тонино заработал, выполняя просьбу Джузеппе Де Сантиса (Giuseppe De Santis), собравшегося снимать кино про охоту на волков. Вернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в Абруццо давно не промышляют, Гуэрра тем не менее был записан в соавторы сценария фильма “Люди и волки” – и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии появилась первая строчка.

Настоящий прорыв Гуэрры-сценариста совпал со звездным часом Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni) – они работали в связке над сделавшей Антониони имя трилогии из “Приключения”, “Ночи” и “Затмения”. “Мои сценарии были не более чем комментариями к его образам, – скромничал впоследствии Гуэрра. – В конечном счете, лучшие из написанных нами строчек в окончательные редакции фильмов не попадали”. Антониони, в свою очередь, вспоминал их с Тонино ожесточенные споры, приносившие его картинам неоценимую пользу.  

Свою первую номинацию на “Оскар” Гуэрра получил в 1966 году – за вклад во фривольную комедию “Казанова 70” с легендарным Мастроянни в титульной роли. (В разные годы Тонино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как Моника Витти, Софи Лорен и Армен Джигарханян). А уже через год Антониони и Гуэрра имели хорошие шансы – и все основания – разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий “Фотоувеличения” проиграл “Мужчине и женщине” француза Лелуша.

Симптоматично, что Антониони, с которым Гуэрра сотрудничал до самой смерти режиссера (в соавторстве с Тонино тот написал и свой последний фильм “За облаками”, и свой сегмент альманаха “Эрос”), так и не полюбил диалоги, ценя в кино исключительно образы, а в любимом сценаристе – его поэтический дар. Еще симптоматичнее то, что не жаловал диалоги и Феллини (“Диалог для него начинался только на стадии дубляжа – его интересовали персонажи, а не актеры”), долгожданный шанс работы с которым Гуэрре выпал, когда им обоим было уже за пятьдесят.

“Амаркорд” Феллини принес Тонино третью и, думается, самую ценную для него оскаровскую номинацию – во многом автобиографическая трагикомедия об отрочестве в фашистской Италии была вдохновлена историями взросления как режиссера, так и сценариста. Феллини и Гуэрра войдут в историю кинематографа еще двумя совместными картинами, “И корабль плывет…” и “Джинджер и Фред”, а вот от “Города женщин” Тонино отказался – ибо влюбился в женщину по имени Элеонора и надолго задерживался в городе Москве.

Свидетелями на свадьбе Тонино Гуэрры и Элеоноры Яблочкиной были Антониони и Андрей Тарковский – режиссер еще одного выдающегося фильма по сценарию Гуэрры, “Ностальгии” с Олегом Янковским в роли путешествующего по Италии русского писателя. После того как “Мосфильм” отказался от обещанного финансирования, именно протекция итальянца позволила Тарковскому выехать за границу и снять картину на деньги европейцев. Интересно, что самого Тонино режиссерское ремесло не привлекало никогда и ни при каких обстоятельствах – по его мнению, слова старятся меньше и стареют красивее, чем кинообразы.

Последним титулованным соавтором Гуэрры стал грек Тео Ангелопулос (Theo Angelopoulos), обязанный Тонино сценариями к таким фильмам, как “Пейзаж в тумане” и “Вечность и один день”. “На протяжении 20 лет Тонино был моим персональным психоаналитиком”, – как-то пошутил Ангелопулос, работа с которым – над “Пылью времени” – стала для Гуэрры последней. В титры недавней голливудской мелодрамы “Все путем” его, совсем как полвека назад, вписали без особого ведома автора – фильм являлся ремейком написанной Тонино итальянской картины Джузеппе Торнаторе (Guiseppe Tornatore) с – кем же еще! – Мастроянни в главной роли.

До 2012 года, увы, не дожили ни Мастроянни, ни Антониони, ни Феллини, ни Тарковский, ни Ангелопулос (грек умер в январе), поэтому некрологи самому Гуэрре, скончавшемуся в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходится подписывать людям вроде итальянского экс-министра культуры. Впрочем, когда речь идет о художнике калибра Гуэрры, правильные слова находят даже члены правительства: “Мы потеряли поэта, гения и необыкновенного человека”.

Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Бюстгальтер Emporio Armani
Джемпер HAPPYCHOICE
Легинсы
Чулки OROBLU
Повседневные брюки
Платье Diesel
Трусы Tommy Hilfiger
Капри DRYKORN
Босоножки Hogl
Бюстгальтер Marc&Andre
Ремень ARMANI JEANS
Шторы для ванной Magic Lady
Босоножки Vitacci
Платье Ashley Brooke
Платье BGN
Платье Y.O.U.
Туника Pinko
Гель для умывания, 150 мл MULTIACTIV

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.