“онино √уэрра: смерть поэта

¬рем€ публикации: 31 ћарта 2012
јвтор: —ергей —тепанов
»сточник: FashionTime.ru
“онино √уэрра – поэт и сценарист сотни фильмов, любимый соавтор ‘еллини и јнтониони, номинант “ќскара” и лауреат  анн, один из последних свидетелей золотого века италь€нского – и не только – кинематографа. 16 марта √уэрра отметил 92-й день рождени€, а еще через п€ть дней – умер.

FashionTime
– о жизни и карьере выдающегос€ сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегос€ на прот€жении семи дес€тилетий.



“онино √уэрра (Tonino Guerra)
родилс€ 16 марта 1920 года в италь€нской деревушке —антарканджело-ди-–омань€ неподалеку от –имини – в один год и по соседству с ‘едерико ‘еллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружилс€. ¬прочем, с первой коллаборацией великие земл€ки не спешили – да и, если уж на то пошло, в кинематограф √уэрру занесло во многом случайно. ѕисать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагер€ во врем€ ¬торой мировой (фамили€ “онино переводитс€ с италь€нского как “война”), но с ее окончанием пошел в учител€ (у √уэрры педагогическое образование).

ѕервое упоминание в титрах “онино заработал, выполн€€ просьбу ƒжузеппе ƒе —антиса (Giuseppe De Santis), собравшегос€ снимать кино про охоту на волков. ¬ернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в јбруццо давно не промышл€ют, √уэрра тем не менее был записан в соавторы сценари€ фильма “Ћюди и волки” – и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии по€вилась перва€ строчка.

Ќасто€щий прорыв √уэрры-сценариста совпал со звездным часом ћикеланджело јнтониони (Michelangelo Antonioni) – они работали в св€зке над сделавшей јнтониони им€ трилогии из “ѕриключени€”, “Ќочи” и “«атмени€”. “ћои сценарии были не более чем комментари€ми к его образам, – скромничал впоследствии √уэрра. – ¬ конечном счете, лучшие из написанных нами строчек в окончательные редакции фильмов не попадали”. јнтониони, в свою очередь, вспоминал их с “онино ожесточенные споры, приносившие его картинам неоценимую пользу. †

—вою первую номинацию на “ќскар” √уэрра получил в 1966 году – за вклад во фривольную комедию “ азанова 70” с легендарным ћастро€нни в титульной роли. (¬ разные годы “онино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как ћоника ¬итти, —офи Ћорен и јрмен ƒжигархан€н). ј уже через год јнтониони и √уэрра имели хорошие шансы – и все основани€ – разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий “‘отоувеличени€” проиграл “ћужчине и женщине” француза Ћелуша.

—имптоматично, что јнтониони, с которым √уэрра сотрудничал до самой смерти режиссера (в соавторстве с “онино тот написал и свой последний фильм “«а облаками”, и свой сегмент альманаха “Ёрос”), так и не полюбил диалоги, цен€ в кино исключительно образы, а в любимом сценаристе – его поэтический дар. ≈ще симптоматичнее то, что не жаловал диалоги и ‘еллини (“ƒиалог дл€ него начиналс€ только на стадии дубл€жа – его интересовали персонажи, а не актеры”), долгожданный шанс работы с которым √уэрре выпал, когда им обоим было уже за п€тьдес€т.

“јмаркорд” ‘еллини принес “онино третью и, думаетс€, самую ценную дл€ него оскаровскую номинацию – во многом автобиографическа€ трагикомеди€ об отрочестве в фашистской »талии была вдохновлена истори€ми взрослени€ как режиссера, так и сценариста. ‘еллини и √уэрра войдут в историю кинематографа еще двум€ совместными картинами, “» корабль плывет…” и “ƒжинджер и ‘ред”, а вот от “√орода женщин” “онино отказалс€ – ибо влюбилс€ в женщину по имени Ёлеонора и надолго задерживалс€ в городе ћоскве.

—видетел€ми на свадьбе “онино √уэрры и Ёлеоноры яблочкиной были јнтониони и јндрей “арковский – режиссер еще одного выдающегос€ фильма по сценарию √уэрры, “Ќостальгии” с ќлегом янковским в роли путешествующего по »талии русского писател€. ѕосле того как “ћосфильм” отказалс€ от обещанного финансировани€, именно протекци€ италь€нца позволила “арковскому выехать за границу и сн€ть картину на деньги европейцев. »нтересно, что самого “онино режиссерское ремесло не привлекало никогда и ни при каких обсто€тельствах – по его мнению, слова стар€тс€ меньше и стареют красивее, чем кинообразы.

ѕоследним титулованным соавтором √уэрры стал грек “ео јнгелопулос (Theo Angelopoulos), об€занный “онино сценари€ми к таким фильмам, как “ѕейзаж в тумане” и “¬ечность и один день”. “Ќа прот€жении 20 лет “онино был моим персональным психоаналитиком”, – как-то пошутил јнгелопулос, работа с которым – над “ѕылью времени” – стала дл€ √уэрры последней. ¬ титры недавней голливудской мелодрамы “¬се путем” его, совсем как полвека назад, вписали без особого ведома автора – фильм €вл€лс€ ремейком написанной “онино италь€нской картины ƒжузеппе “орнаторе (Guiseppe Tornatore) с – кем же еще! – ћастро€нни в главной роли.

ƒо 2012 года, увы, не дожили ни ћастро€нни, ни јнтониони, ни ‘еллини, ни “арковский, ни јнгелопулос (грек умер в €нваре), поэтому некрологи самому √уэрре, скончавшемус€ в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходитс€ подписывать люд€м вроде италь€нского экс-министра культуры. ¬прочем, когда речь идет о художнике калибра √уэрры, правильные слова наход€т даже члены правительства: “ћы потер€ли поэта, гени€ и необыкновенного человека”.

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ћонгслив Cookies Sheep
ѕлатье ISABELLA FELLINI
 ошелек Leo Ventoni
 уртка Furstenberg
Ѕрелок NICE GIRL
Ѕотинки Wrangler
“олстовка Patrizia Pepe
ѕуховик Hetrego
ёбка MY STYLE
—апоги Moda Donna
“апочки De Fonseca
¬ечернее платье Ashley Brooke
“уфли  Ecco
Ѕотфорты Caprice
ћини-юбка
ѕлатье ¬еста
ѕолусапоги Geox
‘утболка с принтом

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.