“онино √уэрра: смерть поэта

¬рем€ публикации: 31 ћарта 2012
јвтор: —ергей —тепанов
»сточник: FashionTime.ru
“онино √уэрра – поэт и сценарист сотни фильмов, любимый соавтор ‘еллини и јнтониони, номинант “ќскара” и лауреат  анн, один из последних свидетелей золотого века италь€нского – и не только – кинематографа. 16 марта √уэрра отметил 92-й день рождени€, а еще через п€ть дней – умер.

FashionTime
– о жизни и карьере выдающегос€ сценариста, начавшего писать в немецком концлагере и не останавливавшегос€ на прот€жении семи дес€тилетий.



“онино √уэрра (Tonino Guerra)
родилс€ 16 марта 1920 года в италь€нской деревушке —антарканджело-ди-–омань€ неподалеку от –имини – в один год и по соседству с ‘едерико ‘еллини (Federico Fellini), с которым вскоре подружилс€. ¬прочем, с первой коллаборацией великие земл€ки не спешили – да и, если уж на то пошло, в кинематограф √уэрру занесло во многом случайно. ѕисать сценарии он начал, будучи узником немецкого концентрационного лагер€ во врем€ ¬торой мировой (фамили€ “онино переводитс€ с италь€нского как “война”), но с ее окончанием пошел в учител€ (у √уэрры педагогическое образование).

ѕервое упоминание в титрах “онино заработал, выполн€€ просьбу ƒжузеппе ƒе —антиса (Giuseppe De Santis), собравшегос€ снимать кино про охоту на волков. ¬ернувшись из порученной ему горной экспедиции с лаконичным докладом о том, что никакой охотой на волков в јбруццо давно не промышл€ют, √уэрра тем не менее был записан в соавторы сценари€ фильма “Ћюди и волки” – и в его славной, в сто с лишним пунктов, фильмографии по€вилась перва€ строчка.

Ќасто€щий прорыв √уэрры-сценариста совпал со звездным часом ћикеланджело јнтониони (Michelangelo Antonioni) – они работали в св€зке над сделавшей јнтониони им€ трилогии из “ѕриключени€”, “Ќочи” и “«атмени€”. “ћои сценарии были не более чем комментари€ми к его образам, – скромничал впоследствии √уэрра. – ¬ конечном счете, лучшие из написанных нами строчек в окончательные редакции фильмов не попадали”. јнтониони, в свою очередь, вспоминал их с “онино ожесточенные споры, приносившие его картинам неоценимую пользу. †

—вою первую номинацию на “ќскар” √уэрра получил в 1966 году – за вклад во фривольную комедию “ азанова 70” с легендарным ћастро€нни в титульной роли. (¬ разные годы “онино напишет сценарии к шестнадцати (!) фильмам с участием актера, опережающего в этом условном рейтинге таких звезд, как ћоника ¬итти, —офи Ћорен и јрмен ƒжигархан€н). ј уже через год јнтониони и √уэрра имели хорошие шансы – и все основани€ – разделить победу на церемонии, но написанный ими сценарий “‘отоувеличени€” проиграл “ћужчине и женщине” француза Ћелуша.

—имптоматично, что јнтониони, с которым √уэрра сотрудничал до самой смерти режиссера (в соавторстве с “онино тот написал и свой последний фильм “«а облаками”, и свой сегмент альманаха “Ёрос”), так и не полюбил диалоги, цен€ в кино исключительно образы, а в любимом сценаристе – его поэтический дар. ≈ще симптоматичнее то, что не жаловал диалоги и ‘еллини (“ƒиалог дл€ него начиналс€ только на стадии дубл€жа – его интересовали персонажи, а не актеры”), долгожданный шанс работы с которым √уэрре выпал, когда им обоим было уже за п€тьдес€т.

“јмаркорд” ‘еллини принес “онино третью и, думаетс€, самую ценную дл€ него оскаровскую номинацию – во многом автобиографическа€ трагикомеди€ об отрочестве в фашистской »талии была вдохновлена истори€ми взрослени€ как режиссера, так и сценариста. ‘еллини и √уэрра войдут в историю кинематографа еще двум€ совместными картинами, “» корабль плывет…” и “ƒжинджер и ‘ред”, а вот от “√орода женщин” “онино отказалс€ – ибо влюбилс€ в женщину по имени Ёлеонора и надолго задерживалс€ в городе ћоскве.

—видетел€ми на свадьбе “онино √уэрры и Ёлеоноры яблочкиной были јнтониони и јндрей “арковский – режиссер еще одного выдающегос€ фильма по сценарию √уэрры, “Ќостальгии” с ќлегом янковским в роли путешествующего по »талии русского писател€. ѕосле того как “ћосфильм” отказалс€ от обещанного финансировани€, именно протекци€ италь€нца позволила “арковскому выехать за границу и сн€ть картину на деньги европейцев. »нтересно, что самого “онино режиссерское ремесло не привлекало никогда и ни при каких обсто€тельствах – по его мнению, слова стар€тс€ меньше и стареют красивее, чем кинообразы.

ѕоследним титулованным соавтором √уэрры стал грек “ео јнгелопулос (Theo Angelopoulos), об€занный “онино сценари€ми к таким фильмам, как “ѕейзаж в тумане” и “¬ечность и один день”. “Ќа прот€жении 20 лет “онино был моим персональным психоаналитиком”, – как-то пошутил јнгелопулос, работа с которым – над “ѕылью времени” – стала дл€ √уэрры последней. ¬ титры недавней голливудской мелодрамы “¬се путем” его, совсем как полвека назад, вписали без особого ведома автора – фильм €вл€лс€ ремейком написанной “онино италь€нской картины ƒжузеппе “орнаторе (Guiseppe Tornatore) с – кем же еще! – ћастро€нни в главной роли.

ƒо 2012 года, увы, не дожили ни ћастро€нни, ни јнтониони, ни ‘еллини, ни “арковский, ни јнгелопулос (грек умер в €нваре), поэтому некрологи самому √уэрре, скончавшемус€ в возрасте 92 лет, 21 марта, в родной деревушке, приходитс€ подписывать люд€м вроде италь€нского экс-министра культуры. ¬прочем, когда речь идет о художнике калибра √уэрры, правильные слова наход€т даже члены правительства: “ћы потер€ли поэта, гени€ и необыкновенного человека”.

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
ѕлатье-стрейч
“апочки ECO-OZ
 оротка€ рубашка
 ардиган
ёбка
Ѕотинки ECCO
“уфли PROVOCANTE
Ѕазова€ футболка
 латч Eleganzza
Ѕотинки
ѕлатье ASHLEY BROOKE by Heine
Bygakoff Ѕрошь 187633
Ѕикини на косточках s.Oliver
 оврики комнатные ARLONI
“русы-стринги, 2 шт LOWRY
 россовки LAZZERI
ƒлинное платье Lascana
Ѕотинки

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.