«инаида √иппиус: леди-денди Ђсеребр€ного векаї

¬рем€ публикации: 9 ћарта 2006

«я не знаю ваших московских обычаев. ћожно ли всюду бывать в белых плать€х? я иначе не могу. ” мен€ иного цвета как-то кожа не переносит». Ќе напиши она ни строчки, не «сожги глаголом» ни одного сердца – еЄ образ всЄ равно осталс€ бы в истории русской культуры ’’ века - в том самом белом воздушном платье и в диадеме с огромным бриллиантом на роскошных золотисто-рыжих волосах…

«инаида √иппиус родилась 8 но€бр€ 1869 года в городе ЅелЄве “ульской губернии. ќтец Ќиколай –оманович √иппиус после окончани€ юридического факультета находилс€ на государственной службе и вс€ семь€, в которой кроме «ины были ещЄ три маленькие сестры, бабушка и незамужн€€ сестра матери, находилась в посто€нных переездах – “ула, —аратов, ’арьков, ѕитер, Ќежин „ерниговской области.

—лужебные переезды отца делали систематичное образование невозможным. «ина начала учитьс€ в  иевском институте благородных девиц, но из-за частых болезней, вызванных, как посчитали наставники, чрезмерной тоской по семье, родители были вынуждены забрать еЄ домой.††††††
†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††
¬ марте 1881 Ќиколай –оманович умер от туберкулЄза. ј когда к ужасу матери, бо€вшейс€ наследственности, туберкулЄз обнаружили у «ины, было решено, что семь€ переезжает в  рым. √иппиус к тому времени уже полностью перешла на домашнее обучение, много читала, вела дневники и писала смешные стихотворные пародии на родных и близких.

« ниги – и бесконечные собственные, почти всегда тайные писани€ – только это одно мен€, главным образом, занимало».

ѕосле  рыма семь€ переехала на  авказ. »менно там, в “ифлисе – в круговороте весель€, танцев, поэтических сост€заний и скачек – состо€лась судьбоносна€ встреча «инаиды √иппиус и ƒмитри€ ћережковского - молодого, но уже довольно известного поэта. ќна как-то читала его стихи, опубликованные в петербургском журнале "∆ивописное обозрение". ƒаже запомнила им€,†но сами рифмы тогда не произвели на неЄ большого впечатлени€.†

«ћы встретились и оба вдруг стали разговаривать так, как будто давно уже было решено, что мы женимс€, и что это будет хорошо».

„ерез год, 8 €нвар€ 1889 года √иппиус и ћережковский обвенчались в тифлисской церкви ћихаила јрхангела. Ќевеста была в тЄмном стогом костюме и маленькой шл€пке на розовой подкладке, жених – в сюртуке и в форменной шинели. ≈й было 19, ему – 23. ќни прожили вместе 52 года, не разлуча€сь ни разу, ни на один день.

—разу после свадьбы √иппиус и ћережковский переехали в ѕетербург и поселились в небольшой съЄмной квартире: у каждого была отдельна€ спальн€, собственный кабинет и обща€ гостина€, где они принимали гостей – поэтов, писателей, художников, религиозных и политических де€телей. √иппиус стала царицей этого блест€щего литературного салона. Ќе хоз€йкой, а именно царицей. ’рупка€ капризна€ девочка, которую поначалу воспринимали лишь как тень знаменитого мужа, сумела сломать все возможные стереотипы и завоевать среди современников титул "декадентской мадонны" – вдохновительницы и одного из самых беспощадных критиков своей эпохи.

«ѕро √иппиус говорили – зла, горда, умна, самомнительна.  роме «умна», всЄ неверно, то есть, может быть и зла, да не в той мере, не в том стиле, как об этом прин€то думать. √орда не более тех, кто знает себе цену. —амомнительна – нет, нисколько в дурном смысле. Ќо, конечно, она знает свой удельный вес …», - напишет позднее в своих мемуарах жена Ѕунина.

ѕоначалу еЄ стихи не были прин€ты. «Ёлектрические», как называл их сам Ѕунин, «строчки как будто потрескивают и свет€тс€ синеватыми искрами», добавл€л √. јдамович, -† они были так не похожи на «хорошую литературу» шестидес€тников.  огда в –оссию пришЄл символизм, именно этим «электрическим» рифмам, нар€ду с поэзией Ѕрюсова, —ологуба, Ѕальмонта, было суждено встать у истоков нового движени€ и возрождЄнной эстетикой сместить с литературного пьедестала главенствующую идею «гражданско-обличительной пользы».

¬ начале 1890-х √иппиус и ћережковский совершают два путешестви€ по ≈вропе и по возвращению посел€ютс€ на углу Ћитейного проспекта и ѕантелеймоновской улицы. »менно туда стекалась творческа€ интеллигенци€ ѕетербурга. ƒл€ молодого литератора оказатьс€ в салоне √иппиус означало получить путЄвку в жизнь. —воим† дебютом ей об€зан и Ѕлок, и ћандельштам, в некотором роде и —ергей ≈сенин. Ѕлагосклонна€ рецензи€ на стихи последнего была написана јнтоном  райним. ћногие ненавидели этого дерзкого и острого на €зык критика, отчасти потому,† что знали: јнтон  райний и «инаида √иппиус – одно и то же лицо.

≈дкие публикации под мужскими псевдонимами – меньшее, на что была способна √иппиус. √ораздо больший резонанс вызывала манера носить мужское платье и†писать стихи, под которыми она ставила своЄ им€, от мужского лица. ¬ этом видели – ни больше, ни меньше - сознательную попытку отречьс€ от "женственности как от ненужной слабости".

Ќедоброжелатели называли √иппиус мужем, а ћережковского - женой, которого она оплодотвор€ет своими иде€ми. ќна действительно дарила ему свои стихи. ” неЄ случались романы с женщинами... ƒл€ знаменитого портрета кисти Ѕакста (1906) «инаида √иппиус позировала в костюме щЄгол€ XVIII века – камзол, узкие панталоны и батистова€ манишка, непокорные волосы забраны в пышную причЄску, тонкие губы застыли в презрительной усмешке, а взгл€д холоден и насмешлив. ¬р€д ли можно представить себе что-то более женственное, чем эта деланна€ небрежность.

ќна сильно красилась: густой слой рум€н и белил придавал еЄ лицу вид маски. ¬ XIX веке так откровенно красились только актрисы. √иппиус тоже была актрисой. ќна играла людьми. ќчаровывала, а потом окатывала ушатом лед€ной надменности,† злыми насмешками и откровенным презрением. ≈Є ненавидели, терпеть не могли еЄ дурацкий лорнет, который она подносила к близоруким глазам, бесцеремонно разгл€дыва€ собеседника. јндрей Ѕелый, завсегдатай еЄ литературного салона, в мемуарах «Ќачало века» довольно €звительно описывает свою первую встречу с «дерзкой сатанессой»:

“ут зажмурил глаза; из качалки - сверкало; 3. √иппиус, точно оса в человеческий рост... ком вспученных красных волос (коль распустит - до п€т) укрывал очень маленькое и кривое какое-то личико; пудра и блеск от лорнетки, в которую вставилс€ зеленоватый глаз; перебирала граненые бусы, устав€сь в мен€, п€т€ пламень губы, осыпа€с€ пудрою; с лобика, точно си€ющий глаз, свисал камень: на черной подвеске; с безгрудой груди тарахтел черный крест; и ударила блесками пр€жка с ботиночки; нога на ногу; шлейф белого плать€ в обт€жку закинула; прелесть ее кост€ного, безбокого остова напоминала причастницу, ловко плен€ющую сатану.

Ќакануне первой русской революции √иппиус была св€зана главным образом с журналом «Ќовый путь», вернее с новым его редактором ƒмитрием ‘илософовым. √иппиус, ћережковский и ‘илософов даже заключили между собой особый «тройственный союз», отчасти напоминающий брачный, за небольшой лишь разницей - единение носило сугубо интеллектуальный характер. ¬ этом союзе нашла отражение иде€ √иппиус о «тройственном устройстве мира», о так называемом ÷арстве “ретьего «авета, которое должно было прийти на смену христианству. » √иппиус, и многочисленные еЄ «любовники», обручальные кольца которых она пустила себе на ожерелье, признавали «соитие душ», но не тел. ¬ глазах же непосв€щЄнных совместное проживание троих выгл€дело откровенным эпатажем.

— 1906 года √иппиус, ћережковский и ‘илософов жили в основном за границей. ќни ещЄ вернутс€ на –одину. ¬ 1914. ¬ преддверии первой мировой. ¬ернутс€ дл€ того, чтобы увидеть, что –оссии, которую они так любили, в которой они жили и были счастливы, больше нет. √иппиус открыто порвала со всеми, кто стал сотрудничать с новой властью, в 1919 они нелегально переход€т польскую границу в районе Ѕобруйска, и снова бесконечные переезды: ћинск, ¬аршава, ѕариж, Ѕиарриц...
††
ќднако эмиграци€ не изолировала ћережковских от культурной жизни. ¬ ѕариже они организовали закрытое литературное и философское общество ««елЄна€ лампа», √иппиус много печаталась, писала мемуары.  азалось, она не замечала, что всЄ вокруг мен€лось, все вокруг мен€лись. ћережковский неожиданно увлЄкс€ фашизмом, даже лично встречалс€ с ћуссолини.  огда он летом 1941, выступа€ на немецком радио, сравнил √итлера с ∆анной д’јрк,† «призванной спасти мир от власти дь€вола», √иппиус была готова перечеркнуть всЄ, что св€зывало их на прот€жении полувека. 7 декабр€ 1941 года ћережковского не стало. √иппиус хотела покончить с собой, но осталась жить. ѕотому что слышала его голос. “эффи, часто посещавша€ еЄ в то врем€, пишет:

ќгромные, когда-то рыжие волосы были странно закручены и прит€нуты сеткой. ўеки накрашены в €рко-розовый цвет.  осые, зеленоватые, плохо вид€щие глаза. ќдевалась она очень странно... Ќа шею нат€гивала розовую ленточку, за ухо перекидывала шнурок, на котором болталс€ у самой щеки монокль. «имой она носила какие-то душегрейки, пелеринки, несколько штук сразу, одна на другой.  огда ей предлагали папироску, из этой груды мохнатых обверток быстро, словно €зычок муравьеда, выт€гивалась сухонька€ ручка, цепко хватала ее и снова вт€гивалась.

√иппиус по-прежнему собирала у себ€ общество. ѕо-прежнему еЄ окружали недоброжелатели, плодившие неверо€тные слухи о «декадентствующей мадонн廆 и преданные поклонники – добровольные жертвы природного очаровани€ и женственности, от которой она сознательно открещивалась всю свою жизнь. ѕоследним – насто€щим† другом стала безобразна€ кошка, у которой не было даже клички. ¬се звали еЄ просто  ошшшка – с трем€ «ш». “еффи вспоминала, как, умира€, уже почти не приход€ в сознание, √иппиус всЄ искала руками, тут ли еЄ  ошшшка.

«инаида Ќиколаевна √иппиус умерла 9 сент€бр€ 1945, пережив ћережковского всего на четыре года. ќна так и не успела закончить свои мемуары о нЄм...†


”вы, в печали безумной € умираю,
я умираю.
—тремлюсь к тому,
чего € не знаю,
Ќе знаю...
...Ќо плачу без слЄз
ќ†неверном обете,
ќ неверном обете...
ћне нужно то, чего нет на свете,
„его нет на свете.†


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕлуза
 ардиган
ƒжемпер HAPPYCHOICE
“апочки ECO-OZ
ѕовседневные шорты
Ѕотинки
“русы-стринги, 2 шт LOWRY
Ѕотинки ECCO
ƒжинсова€ рубашка
Ѕазовые джинсы Straight Fit
Ўелковый галстук
“русы-боксеры Ђсантаї
Ѕазова€ футболка
Bygakoff Ѕрошь 187633
 оврики комнатные ARLONI
Ѕикини на косточках s.Oliver
¬изитница Karya
 омплект с шортами Relax Mode

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.