Энди Уорхол: великий продавец воздуха

Время публикации: 23 Января 2006

«Не думаю, что деньги должен иметь кто угодно, они не для всех - как иначе отличить, кто важная персона, а кто нет?!»

 Энди Уорхол.

Говоря о нём, достаточно сложно обойтись без громких слов. Например, таких: всё современное актуальное искусство началось с этого очень скромного и бесконечно тщеславного человека. А ещё можно сказать, что именно ему мы обязаны одной из самых красивых легенд. О том, как гадкий утёнок, сын задних дворов великой страны Америки, бледный и чудаковатый мальчик с гомосексуальными наклонностями стал живой иконой. Материализовавшейся душой страны. Олицетворением всего американского, начиная от Элвиса Пресли и Мерилин Монро и заканчивая кока-колой и томатным супом Кэмпбелл. Который, к слову, был одним из самых любимых арт-объектов великого Энди и пищей для голодных питерских актуалистов начала восьмидесятых годов. Да, именно тогда Уорхол, узнав о том, что в далёком и «диком» Ленинграде существуют молодые художники, поэты и музыканты, отослал им коробку этого самого супа, причём на каждой банке стоял его автограф. Для «диких» русских суп оказался куда большей ценностью, чем роспись великого и ужасного, поэтому в большинстве своём консервы исчезли в совершенно неизвестном направлении. Этикетки потом неоднократно всплывали на разнообразных выставках, но о судьбе самого супа художники всегда умалчивали.

О рабочей юности Энди известно очень мало, поэтому точкой отсчёта его биографии является 1949 год - окончание художественного факультета Технологического Института Карнеги. Тут начинается одно из тех странных совпадений, которыми полнится биография мистера Уорхола: институт Карнеги, вполне уважаемое и почтенное учебное заведение, никак не связано с другим великим американцем, хотя имена у них совпадают. И всё-таки Дэйл Карнеги, который ввёл в повседневный обиход всем известную американскую улыбку, в чём-то определённо повлиял на Энди.

Следующей точкой в его почти несуществующей биографии стала работа художником рекламы. Он оформлял витрины, делал открытки и плакаты, потом сотрудничал с Vogue и Harper’s Bazaar, делал рекламную кампанию для обувных магазинов Миллера. И уже в пятидесятых годах годовой доход Энди достиг ста тысяч долларов – весьма серьёзной по тем временам суммы. Но для Уорхола деньги были средством, а не самоцелью. Ведь именно они – идеальный способ купить себе вседозволенность. Самые безумные идеи становятся милыми чудачествами, если у тебя в кармане есть достаточное количество банкнот. Кстати, именно с них началось искусство Уорхола: в начале шестидесятых Энди сделал несколько карандашных рисунков, изображающих долларовые купюры. Чуть позже появились знаменитые изображения уже упоминавшегося супа «Кэмпбелл». А дальше… Дальше - бесконечно повторяющееся лицо Мэрилин Монро, бутылки кока-колы, Элвис Пресли и Элизабет Тейлор.

Но в 1962 году Уорхол объявил о том, что заканчивает рисовать и приступил к созданию революционных на тот момент арт-фильмов. Общий «поп»-принцип – обезличивание объекта – сохранился и там. Чего стоит один только знаменитый «Эмпайр», когда в течение долгих часов на экран проецировался только силуэт знаменитой нью-йоркской высотки! Эффект был почти гипнотический. Впрочем, в более поздних его фильмах уже появляется сюжет, зачастую – эротический, но холодная отстранённость сохраняется.

Энди любил говорить: «Я хочу быть машиной. Я хочу, чтобы все мыслили одинаково». Журналисты любили искать в этом скрытый смысл – от тайн Шамбалы до признания художника в том, что он – секретный агент марсиан. А сам великий мистификатор предпочитал лишь усмехаться, радуясь очередному удачному розыгрышу. В этом был весь Уорхол: он давал то, что все хотели взять. Мэрилин Монро? - Сколько угодно! Хлеба и зрелищ? – Ешьте суп «Кэмпбелл», пейте кока-колу и слушайте, что я вам сейчас расскажу! Любая его выставка была сенсацией, хотя в ней не было ни одного нового или непривычного сюжета.

В восьмидесятые годы художник решил, что ему жизненно необходимо собственное телевидение, и с блеском реализовал этот проект, организовав Andy Warhol's TV. Кажется, не было такой области искусства, в которой Энди не попробовал бы свои силы. Он оформлял альбомы для Velvet Underground – знаменитый банан первоначально был именно обложкой для их первого творения. Он стал успешным бизнесменом, потому что «успех в бизнесе — самый интересный вид искусства». А продажа воздуха, каковой является весь поп-арт, безусловно, является самой интересной разновидностью бизнеса. Он писал книги – роман «А», состоявший из записей телефонных разговоров, вышел в 1968 году. В 1975-м появилась культовая для всех актуалистов и мошенников книга «Философия Энди Уорхола. От A до B и наоборот», а его знаменитые «Дневники» увидели свет в 1989 году и стали своеобразным прощанием уже ускользнувшего из мира Энди всем оставшимся.

Но главным его талантом было умение превращать в миф самого себя. Одной из любимых шуток Уорхола была такая: он обещал прочесть лекцию, а когда приходило время выполнить это обещание, посылал туда кого-то из своих многочисленных знакомых и последователей. Энди окружал ореолом тайны всю свою жизнь, предпочитая метафоры – фактам, а иллюзии – реальным событиям. Он сделал самого себя зеркалом событий, вложил собственную душу в производство массовых продуктов и сделал из них арт-объекты, подчас более значительные и одухотворённые, чем Мона Лиза и статуя Давида.

Энди умер в 1987 году от сердечного приступа. Хорошая шутка, вполне в его духе – ускользнуть без лишнего шума, во сне. И пусть на поминальной службе в Нью-Йорке собралось более двух тысяч человек - говорят, особо рьяные поклонники до сих пор замечают в толпе знаменитую серебристую шевелюру.


Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Легинсы
Трусы Datch
Базовые джинсы SLIM
Трусы-стринги
Лоферы Enjoin'
Классическая рубашка
Платье Name It
Куртка
Платье
Очки солнцезащитные Ray-Ban
Длинное платье
Ботинки CRISP II Ecco
Туфли CITY WALK
Купальный костюм Nicole Olivier
Короткое платье
Бикини
Бюстгальтер Luce del Sole
Платье Roberto Cavalli

 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Studio 54
11 Января 2011
У меня инфа, что смерть Энди наступила от отёка лёгких.
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.