Наира Хачатрян: «Конкуренция двух российских модных недель кажется мне бессмыслицей!»

Время публикации: 26 Февраля 2009
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)
Прошлый сезон для Наиры Хачатрян  стал дебютным в рамках RFW - сделавшая имя в Европе, в нашей стране дизайнер только начинает осваивать fashion-пространство. Конкурентов немного - трикотажем на российских модных неделях занимаются лишь некоторые марки, а западной практикой в качестве бэкграунда могут похвастаться и вовсе единицы. В предстоящем модном сезоне бренд Naira Khachatryan будет презентоваться как итальянский. О том, что послужило тому причиной, а также о европейском и российском подходах к формированию профессионального опыта нам рассказала сама дизайнер.  

FashionTime
: Наира, Вас больше знают в Италии, чем в России. Расскажите, как так получилось?

Наира Хачатрян
: Еще во время учебы на 5-м курсе я решила участвовать в международном конкурсе, который проводится недалеко от Венеции. От каждой из 45 стран по эскизам выбирали одного участника. Я прошла этот отбор, а потом и взяла Гран-при в Италии за свою коллекцию прет-а-порте. Для меня, начинающего дизайнера, это был такой толчок, драйв, а главное - я познакомилась с итальянской линией Пьюр (Pure) - одного из лучших производителей пряжи в мире. Эта фирма единственная, которая давала возможность стилистам после института набраться опыта в трикотаже. После 4 месяцев стажировки мне предложили остаться на фирме в качестве дизайнера. Мы работали для Armani, Prada, Dior, Yves Saint Laurent, Stella McCartney, Givenchy - все они использовали нашу пряжу. Я готовила огромнейшие выставки во Флоренции, где собираются все мировые лидеры по трикотажу. Это была потрясающая школа. Только накопив огромный опыт, я решилась на создание собственной линии одежды.

FashionTimeПочему все-таки трикотаж?

Наира Хачатрян: 
В трикотаже много нераскрытых секретов. Это очень сложное направление в fashion-индустрии. Как таковых школ дизайнеров по трикотажу не существует. Хороший трикотажный дизайнер в мире большая редкость. Как-то мы познакомились с Зурабом Церетели. Он мне говорит: «А я думал, вы скульптор!». Мое творчество, отвечаю, почти ничем не отличается. Я многие вещи создаю на манекенах -  как настоящий скульптор! Для меня трикотаж – как глина, это живая материя. Она в твоих руках начинает во что-то превращаться. Это почти мистический процесс - ты можешь создать вещь, которой абсолютно нигде нет. А потом эту вещь отправляешь в мир, и она начинает жить своей жизнью.

FashionTime:
  А как быть с сезонными трендами? Вы адаптируете свое творчество к тенденциям, не учитывать которые коммерчески успешный дизайнер попросту не может?

Наира Хачатрян:
Есть ассоциации, которые специализируются на трендах. Но в целом это естественный процесс.

FashionTime:
  Ну подождите -  как такое возможно?! В какой-то сезон вдруг все дизайнеры в той или иной вариации выпускают вещь такого-то тренда. Не может же озарение настигнуть всех одновременно?

Наира Хачатрян:
  Разумеется, существуют трендесеттеры, законодатели, но их немного. Одна из них - Стелла МакКартни, вот она настоящий креативщик, она действительно создает эти самые тенденции. Также есть определенные технологии. Например, у профессионалов существует такое понятие, как «шкала цветов» - одни заканчиваются, другие автоматически начинаются. Это все радиус моды. И она, мода, имеет тенденцию возвращаться. Разные только интерпретации. Каждый дизайнер адаптирует тренд по-своему.

FashionTime:  Бытует мнение, что тренд - дело рук редакторов глянцевых журналов. Ходила даже такая байка: главред итальянского Vogue пригласил к себе Роберто Кавалли в кризисный для него момент и за чашкой чая предложил выбрать тренд сезона – вернее, концепт, который станет трендом после появления на обложке «Библии моды». Кавалли ткнул пальцем в модель «под леопарда». На следующий сезон этот принт стал культовым, а сам дизайнер и его коллекция - на острие моды. Что Вы думаете по поводу таких «технологий»?

Наира Хачатрян:
  Я работала вместе с Кавалли. Как-то мы с ним встретились, и он говорит: «Вчера приехал из России. 50 девушек у двери стояло» (улыбается). В России он очень популярен. Раньше он делал печати, одни из лучших в мире. И вдруг решил: «Я делаю печати. А почему их не делают для меня?» - и стал модельером! А насчет главредов - я думаю, что возможно все. Реклама и пиар - это великая сила. И личные взаимоотношения, разумеется. Вот Россия, например, единственная страна в мире, где две Недели моды.  Они конкурируют между собой безумно. Создают нездоровый ажиотаж, переманивают модельеров… Не знаю, может, кому-то эта возня нравится, мне это  кажется бессмыслицей.

FashionTime:
  А как в Италии проходит Неделя моды?

Наира Хачатрян:
Начнем с того, что в Италии очень сложно вообще на нее попасть! Чтобы войти в число избранных, надо представить действительно значимую, высокопрофессиональную коллекцию. Дизайнер на день превращается в главного героя модного праздника – и это непередаваемое чувство! Я когда увидела, что показывают на Московской неделе моды, честно говоря, ночь не спала. В ужасе была от увиденного сочетания черного атласа с желтыми подсолнухами. Такие коллекции нельзя допускать на показы. Коллекция может не нравиться, но когда есть мастерство – это видят и уважают.

FashionTime:
  Кто из российских дизайнеров, на Ваш взгляд, наиболее профессионален и работает без халтуры?

Наира Хачатрян:  Мне очень понравилась коллекция Лилии Пустовит - она чистая, грамотная. Ее приятно смотреть. К сожалению, не могу сказать этого о наших признанных модельерах…  Вот только Чапурин стал работать на более европейском уровне. Мне кажется, что российские дизайнеры слишком подражают западным.

FashionTime:
  Европейский подход подразумевает, что за имя, известность в начале творческого пути приходится платить?

Наира Хачатрян:
Платить деньги легче всего, но это как надувать мыльный пузырь. Зачем? Чтобы завтра говорили, что у нее есть имя, потому что заплачено? Я за свое творчество никому не платила. Я набиралась опыта, профессионализма у великих модельеров, шаг за шагом добивалась результатов. Дизайнер должен жить своей работой. Вначале профессионализм, а потом пиар. Платишь другими вещами – например, бессонными ночами или разлуками с близкими людьми. Например, когда я уезжала  в Италию, у меня был 11-месячный ребенок на руках. Я оставила его с мамой и уехала - не могла упустить свой шанс, я очень хотела учиться. Мои близкие это видели и поддержали меня.

FashionTime:
  Чем можно заинтересовать человека из бизнеса вложиться в ваше творчество, если вы не его жена, не его сестра, не его любовница?..

Наира Хачатрян:
Заинтересовать можно только по-настоящему увлеченного модой человека. Он должен быть чистым меценатом. Успех моей коллекции – его успех. Любой дизайнер хочет  делать линию одежды, которая будет продаваться. Приятно видеть, что то, что ты создаешь, кому-то нравится носить. Для меня это в данный момент самое большое наслаждение. А не то, что звезда пришла и села в первом ряду.

FashionTime: Кто для Вас авторитет в трикотажной моде?

Наира Хачатрян:
  Людмила Норсоян. Я преклоняюсь перед ней, потому что она выдерживает все трудности и остается верной своему делу.

FashionTime:  А из мировых дизайнеров? Наира Хачатрян: Йоши Ямомото. Для меня это единственный дизайнер, кто в этом столетии превратил моду в то, чем она должна быть. Его одежда неподвластна времени. Любую вещь возьмешь из любой коллекции - она актуальна и сегодня. Мой самый счастливый день был, когда я получила от Ямомото персональное приглашение на его показ.

FashionTime:
Ну и напоследок… как Вы считаете, есть ли мода в России?

Наира Хачатрян:  Она в процессе рождения. Много сейчас делается в правильном направлении. Например, RFW наладила контакт с World Fashion Chаnel – круглосуточным каналом о моде. Это очень важный шаг. Когда нас видели только в России, мы как бы варились в собственном соку - теперь нас будет видеть и оценивать весь мир. А это уже иная мера ответственности.  


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.