Энни Лейбовиц – о жизни, наготе и Осаме бен Ладене

Время публикации: 23 Июня 2011
Автор: Ольга Хорошилова
Фотограф: Ольга Рачковская
Источник: FashionTime.ru
21 июня в Эрмитаже прославленная Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz) открыла ретроспективную выставку «Жизнь фотографа: 1999−2005», рассказанную в сотне черно-белых и цветных фотографий. Классические образы: беременная и нагая Деми Мур, Ди Каприо с лебедем на шее, простоволосая британская королева – соседствуют с быстрыми фотозарисовками личного характера. Энни Лейбовиц показала  выставку FashionTime.ru и ответила на вопросы.


Ольга Хорошилова: Ваша выставка проходит в личных покоях императора Александра II. Здесь в 1881 году он тяжело и мучительно умирал от ран, полученных во время покушения. Отбирая фотографии для экспозиции, вы учитывали этот трагический контекст?

Annie Leibovitz: Я всегда интересовалась историей России. Вероятно, еще и потому, что предки моих родителей были родом из вашей страны. Когда я приехала в Петербург и мне показали Дворцовую площадь, потрясающий, помпезный Зимний дворец с его великолепными картинами, портретами Романовых – я была поражена. Мы бродили по залам – я и мои дети. Нам рассказывали о России и ваших правителях. Фантастика! У вас столько талантливых людей и так много терпения! И, конечно, мне понравилась идея представить фотоработы именно в этих залах. Кажется, что тень покойного императора еще бродит по ним (смеется). Контекст! Был очень важен контекст именно этого пространства. Ведь проект «Жизнь фотографа» – о рождении, жизни и смерти. Мы все рождаемся, у нас у всех есть минуты абсолютного счастья и абсолютного горя, и мы все рано или поздно сталкиваемся со смертью. Все – и звезды, и люди, не попадающие на страницы глянцевой прессы.

О.Х.: Название выставки говорит о том, что вы подвели итог фотографической жизни. Почему вы отважились сделать это именно в 2006 году?

A.L.: Потому, что 1990–2005 был одним из наиболее интересных и трагических периодов. Я работала с влиятельными журналами, среди которых Vanity Fair, Vogue. Я создавала фотосессии, порой весьма противоречивые, о которых много говорили и спорили. Но личная жизнь… В декабре 2004 года умирает Сьюзан Зонтаг, очень близкий мне человек. Буквально через несколько недель умирает мой отец. И практически одновременно появляются на свет две мои дочери. Смерть и рождение – серьезные причины взглянуть на прожитую жизнь и на ушедших людей.

О.Х.: Подводя итог, вы последовательно выстраивали будущую выставку. Какие фотографии было сложнее всего отбирать?

A.L.: Личные. Снимки, сделанные случайно, для забавы, для памяти. Вот мои родители – все живы, все счастливы, улыбаются в камеру… Отец, Пола, Барбара, Росс. Вся наша семья. Вот папа с моим братом Филиппом. Мама смотрит прямо в объектив… Ей так не нравилась эта фотография. Она постоянно пыталась улыбаться, а я ждала того момента, когда она просто посмотрит на меня, без этих «cheese» в камеру. И я поймала эту секунду и сделала снимок. Маме он так не понравился! Она постоянно спрашивала меня, зачем я сфотографировала ее такой, уверяла, что она плохо получилась, что выглядит старой. Потом фотография была представлена на выставке – мы ее увеличили до колоссальных размеров. И у мамы тут же все стали просить автограф, и она оттаяла. Она больше не обвиняла меня в том, что я запечатлела ее такой – настоящей… А там Сьюзан (имеется в виду Сьюзан Зонтаг – О.Х.) валяется на диване. Вот она с ребенком на руках. Ее ракушки и морские камни, которые она собирала… Столько личных историй за каждым кадром. Хорошее, доброе время было… И нужно было подвести итог.

О.Х.: Вы фотографируете людей около 40 лет. Кто был самой сложной моделью?

A.L.: Сложно пришлось во время фотосессии с президентом Бушем и его командой. В нем самом и в его окружении было что-то жесткое, какая-то стена стояла между ними и мной. Преодолеть ее я не смогла. Фотосессия с Ричардом Аведоном, которого я обожаю и считаю своим главным учителем, сложилась не вполне так, как я планировала. Шла к нему в студию и нервничала. Он ведь сам фотограф – знает все наши секреты, ужимки. К тому же, он – звезда, гуру, миф. Представляла, как подведу его к аппарату и сфотографирую крупно лицо – со всеми трещинками, морщинками, чтобы получилось монументально и слегка агрессивно. Вышло иначе. Ричард позировал бесшумно, мягко и с толикой стеснения посматривая в объектив. На снимках он выглядит просто ангелом небесным (смеется).

О.Х.: А с английской королевой разве не тяжело было работать?

A.L.: Ничуть не тяжелее, чем с другими правителями и политиками. То, что раздула пресса… Боже мой, они писали, что я ее чуть ли не догола раздела, что спорила с ней, а она выказывала свое монаршее неудовольствие… Бред! Королева Елизавета II была прекрасной моделью. Терпеливой. Когда я приехала в Букингемский дворец и представилась ей, она сразу вспомнила, что пять лет назад я написала ей официальное письмо с просьбой принять участие в фотопроекте «Женщины». Представляете, королева – и точно помнит, когда и по какой причине я к ней обращалась. Так вот, она прекрасно позировала. Единственное, что я попросила ее сделать, – снять корону, утяжелявшую образ и композицию. И она согласилась.

О.Х.: Да, но еще вы попросили ее быть «less dressy». На русский язык это можно перевести как «менее одетой». Замечательное определение и очень подходит к вашим моделям и фотоработам. Вы часто говорите о том, что пытаетесь обнажить души позирующих через их обнаженные тела. Скажите, а когда вы открыли для себя наготу и ее способность раскрывать душу человека?

A.L.: Это было еще в юности. Я хотела стать танцовщицей, грезила балетом, данс-модерном и ничего не смыслила в фотоискусстве. Моя мама тоже занималась танцем. На некоторых семейных фотографиях она позирует с задранными ногами – думала, что так будет похожа на приму-балерину. Я с ней спорила, убеждала, что задранные в кадре ноги – это некрасиво. А ей все было нипочем… Именно в юности я и поняла, сколь многое таит в себе тело, что оно может столько рассказать, передать чувства, нюансы, даже цвета. Я не говорю о том, насколько тесно связаны внутреннее состояние человека и тело. Если язык может солгать, то тело никогда! Вероятно, благодаря моей юношеской любви к танцу я начала снимать балет, танцовщиков. На выставке представлены несколько фотографий этой серии. Одна из самых известных – та, на которой мощный и высокий Роб Бессерер, известный американский танцовщик, поддерживает Михаила Барышникова. В этой красивой фотоистории есть доля правды. У Михаила тогда были серьезные проблемы с коленями, он не танцевал. И его «ногами» во время фотосессии согласился стать Роберт. Он тогда как раз сотрудничал с Барышниковым.

О.Х.: За 40 лет кого вы только не фотографировали – политиков, рок-звезд, икон моды и стиля. Но есть ли такие люди, кого бы вы ни за что не стали снимать? К примеру, вы бы согласились фотографировать Осаму бен Ладена?

A.L.: Да, бен Ладен террорист, это все знают. Он был плохим парнем, очень плохим. Но, черт возьми, я – все-таки профессиональный фотограф, понимаете? И, кроме того, я люблю неоднозначность, противоречие. Бен Ладен был весьма неоднозначной фигурой. И… да, я бы согласилась фотографировать бен Ладена.

О.Х.: Жизнь фотографа, жизнь Энни Лейбовиц − какая она в двух словах?

A.L.: В двух словах – это жизнь фотографа (смеется).

Каталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Футболка TOM TAILOR Denim
Блузка-туника в полоску
Майка-борцовка
Плавки Cari
Капри LERROS
Босоножки HYPNOSI
Чулки OROBLU
Зонт складной Eleganzza
Платье Diesel
Юбка MARCIANO Guess
Шторы для ванной Magic Lady
Платье Y.O.U.
Бюстгальтер Tommy Hilfiger
БАЗОВАЯ ФУТБОЛКА ДЛЯ МУЖЧИН
Джинсы Diesel
Босоножки Hogl
Платье Ashley Brooke
Бюстгальтер Emporio Armani

Поделиться:
 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:
 
Ваше имя:
Защита от автоматических сообщений:
Защита от автоматических сообщений
Введите символы с картинки:
Профиль Татьяна
8 Марта 2013
Спасибо за интервью!
Полина
24 Июня 2011
Так здорово, что Энни пообщалась с FashionTime! СПасибо за интервью!
Юлия
23 Июня 2011
Прекрасное интервью. Спасибо!
Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.