јлександр Ўумский: о русской моде, пророках и пафосе

¬рем€ публикации: 30 ћарта 2006
јвтор: ¬лада “опчева

ѕрогрессирующий феномен с многообещающими перспективами, €вление обнадеживающее, но пока не достигшее интернационального успеха, весьма условное пон€тие в силу подражательства западным образцам, мода копиистов, начало которой положил в свое врем€ ѕетр I… —уждени€ о том, что собой представл€ет российска€ мода, разн€тс€ от бравурных дифирамбов до критического, порою сурового реализма. ќ перспективах и фоби€х, о достижени€х и комплексах отечественного fashion-прома мы беседуем с јлександром Ўумским, главным идеологом и продюсером –оссийской Ќедели ћоды.

FashionTime: ќчень часто моду «made in Russia» сравнивают с ребенком, делающим робкие шажки в мир глобальной fashion-индустрии. Ќо порою складываетс€ впечатление, что «апад нас† воспринимает гораздо адекватнее, нежели мы сами о себе думаем. „то это – самоуничижение или кокетство, граничащее с тщеславием?

јлександр Ўумский: я бы сказал несколько по-другому: «апад оценивает этот процесс объективно, как есть на самом деле, а мы –†через призму личных взаимоотношений. ћода в –оссии – удел весьма закрытого сообщества. «десь все друг друга знают много лет: кто-то с кем-то дружит-враждует, помогает-ставит палки в колеса, любит, спит, дает деньги в долг…  оммуникационна€ система весьма сложна€ и запутанна€. ѕоэтому у нас лидерами зачастую могут быть те дизайнеры, которые уже давно не делают на подиуме чего-то сверхординарного, но при этом традиционно считаютс€ ведущими. ѕри этом молодые модельеры, которые создают фантастические вещи, скорее могут стать заметными европейскими игроками или сделать карьеру в крупных ћодных ƒомах на «ападе, нежели в нашей стране. —удите сами: сезон Russian Fashion Week в среднем состоит из п€тидес€ти показов. Ќо специалисты, будь то «гл€нцевые» редакторы, модные обозреватели или завсегдатаи fashion-тусовки, посещают далеко не каждый из них. «»дут» на тех, о ком слышали или знают, а чаще – к тем, с кем дружат. —оответственно, существует нека€ традиционность, камерность. —ледующий момент: у нас моду воспринимают как светское событие, развлечение, что отчасти верно. Ќет пророка в своем отечестве – чисто русское пон€тие. Ќекоторые наши журналисты охотнее посещают показы в ћилане, Ћондоне, ѕариже и Ќью-…орке. ¬ ћоскве же те, от кого зависит осведомленность масс о моде, отслеживают коллекции друзей и знакомых. ” западных специалистов принципиально другой подход. ќни приезжают к нам не в качестве туристов, но с целью увидеть и узнать что-то новое, поэтому всегда пытаютс€ отсмотреть максимальное количество российских дефиле. —оответственно, они скорее замечают молодые таланты. ѕоэтому, условно говор€, об ќльге —амощенко на «ападе пишут. ќ ней, конечно, пишут и в –оссии, но не так, как она того бы заслуживала. » так далее. ƒело в том, что за пределами —адового  ольца абсолютно все отечественные модельеры наход€тс€ в равном положении, за исключением только ¬€чеслава «айцева и ¬алентина ёдашкина, имена же прочих мало кому известны. Ќо сегодн€ «айцев и ёдашкин, €вл€€сь заслуженными мастерами, скорее, «цементируют» культуру, а не определ€ют актуальные тенденции.  стати, «айцев серьезно вли€ет на†творческий потенциал†молодых модельеров через свою Ћабораторию ћоды – большое количество €рких современных дизайнеров воспитаны ¬€чеславом ћихайловичем. ќбразование – важнейша€ составл€юща€ модной индустрии, и ¬€чеслав «айцев, по-моему, здесь вносит наибольший вклад.

¬озвращаюсь к известности… ћы проводили исследование – самый высокий коэффициент узнаваемости у «айцева и ёдашкина, по четыре-п€ть процентов народной славы приходитс€ на долю дес€тка имен, таких как ‘ранцузова-Ўаров-ƒалак€н-„апурин-—упрун-÷игаль-„ерницов, об остальных же персонажах, весьма заслуживающих внимани€, но за€вивших о себе сравнительно недавно, информаци€ распространена лишь в пределах столичного модного сообщества. Ќа RFW мы стараемс€ воспринимать модельеров по их реальным делам. јприори у нас нет любимчиков и аутсайдеров. Ќаша задача при составлении расписани€ - сделать Ќеделю максимально насыщенной и без €вных перекосов. ≈стественно, те, кто только начинает, получают другое врем€. Ќо, с другой стороны, у дебютантов есть отличный стимул про€вить свое дарование. ¬ свое врем€, когда Fresh Art делали свой первый показ на RFW, мы с ними встретились, посмотрели, что они делают, и сразу поставили их шоу в прайм-тайм. » мы не ошиблись. Ћюба€ ћодна€ Ќедел€ не может существовать без элементов шоу, эпатажа, фана, «удара по глазам». “ак стартовал и ƒмитрий Ћогинов. » благодар€ таланту он «зазвучал» сразу.

FashionTime:  акие шансы и перспективы дизайнеры получают помимо элитной площадки в центре столицы?

јлександр Ўумский: RFW – значимое €вление дл€ любого дизайнера. “алант, помноженный на усердие, позвол€ет рассчитывать очень на многое. ћы не можем решить всех проблем, так как занимаемс€ не столько модой, сколько коммуникаци€ми и маркетингом. ¬ этой св€зи мы можем помочь модельерам найти спонсоров. »ногда сделать это не очень просто. ћногие коммерческие компании готовы участвовать в показах, но их интересуют марки растиражированные, с «историей». ћы стараемс€, чтобы в поле их внимани€ попадали и талантливые новички. Ќесколько лет назад мы содействовали совместному проекту российских текстильных фабрик, вход€щих в объединение «√ута-“екстиль», с российскими дизайнерами. ћы в посто€нном контакте с отечественными и европейскими меховщиками. —ейчас готовим большой проект с италь€нскими производител€ми текстил€ высочайшего качества, разрабатываем тему их спонсировани€ нескольких российских показов к следующему сезону. ћы организовали и полностью финансировали выставку российских дизайнеров на ћиланской Ќеделе ћоды. Ќе надо преувеличивать значение этого проекта, но все же с точки зрени€ коммуникаций - это очередна€ ступенька к попул€ризации отечественного дизайна в ≈вропе.  аталоги RFW разобрали сотни† журналистов и байеров. ¬ыставка стала мощным источником распространени€ информации, ведь через штаб-квартиру италь€нской Ќедели проход€т многие знаковые персоны.

FashionTime: „ем объ€снить бум на все русское, который охватил ≈вропу еще несколько лет назад и до сих пор не сдает своих позиций? Ѕыть может, это совпало именно с тем моментом, когда нашим модельерам удалось «просочитьс€» на «апад?

јлександр Ўумский: –осси€ сейчас переживает новую волну интереса к себе. »значально мы делали проект международным и независимым. ћы потратили очень много времени и сил дл€ того, чтобы о ћоскве заговорили если не как о новой модной столице, то как об интереснейшем €влении. —ейчас врем€ пожинать плоды этого интереса, который оказалс€ необычайно высок. –осси€ стала одним из самых приоритетных рынков, наши дизайнеры привлекли к себе внимание как нова€ школа, новое поколение. ”же есть смысл позиционировать себ€ в ≈вропе как «русский дизайнер». ќпределенна€ дол€ заслуги в этом есть и у RFW, ибо мы делали ставку на международные коммуникации. —ейчас у нас есть федеральна€ поддержка – это хорошо, но не мешает и нам самим прогрессировать. —енсационные прорывы еще впереди - мы переживаем этап «раскачки».

FashionTime:  ак по-вашему, сколько времени понадобитс€ ћоскве, чтобы войти в модный приоритет, чтобы эта индустри€ в нашей стране стала перспективным бизнесом?

јлександр Ўумский: ћода в –оссии уже очень перспективный и большой бизнес. Ќо интенсивнее его пока осваивают иностранные компании. ’от€ в последнее врем€ и соотечественники стали понимать плюсы этого рынка. ƒругой вопрос – дл€ того чтобы зарабатывать большие деньги, нужно перестраиватьс€ вплоть до перемены менталитета. Ќа это способны, € так думаю, только молодые дизайнеры. «а€вить о себе в мире российским модельерам с коллекци€ми ¬ысокой ћоды невозможно. «а несколько лет RFW добилась, что с –оссией сегодн€ общаютс€ на равных, мы не находимс€ в подчиненном положении. — этой точки зрени€ наши отношени€ с Ќациональной ѕалатой ћоды »талии - Camera Nationale della Moda Italiana – взаимовыгодное равноправное сотрудничество. ’от€ по сравнению с этой старейшей мировой организацией, объедин€ющей крупнейшие мировые брэнды, российска€ мода – это первые ростки, проклюнувшиес€ из-под снега, которым еще ой как далеко до европейского «буйства джунглей». Ќо с точки зрени€ позиционировани€ мы достигли того, что к нам стали относитьс€ с интересом и уважением.

FashionTime: „то должно изменитьс€ в менталитете российского обывател€, чтобы евробрэнду он стал бы предпочитать отечественный дизайн?

јлександр Ўумский: –осси€не уже готовы к этому. ѕроблема российских дизайнеров сегодн€ не в производстве, а в сбыте готовой продукции. Ќет точек продажи.   тому же не все магазины, которые подход€т модельерам по формату, отваживаютс€ на продажи в своих стенах коллекций тех или иных российских fashion-представителей. ќни не вер€т, что русские могут сделать это аккуратно и в срок. ќни бо€тс€ невыполнени€ договоров – срыва поставок, брака. —уществует огромное количество примеров, когда качество одежды, произведенной даже весьма именитыми мастерами, оставл€ло желать лучшего. ћодный бизнес требует не столько инвестиций, сколько специальных знаний рынка, торговли. ≈сть два принципиально разных подхода – первый рассчитан на массового потребител€ (например, бизнес —ултанны ‘ранцузовой, ќльги ƒеффи), второй – на элиту (ёли€ ƒалак€н, »горь „апурин). ¬ первом случае потенциал оборотов – дес€тки миллионов долларов в год (так будет рано или поздно), а путь, рассчитанный на продажу «дорогого дизайнера», очень быстро достигает потолка в силу ограниченного круга «пользователей», которые не будут всю жизнь одеватьс€ у одного модельера. ¬ фаворитах долго не проходишь, чтобы сделать большие деньги, необходим масс-маркет. ƒл€ этого нужно разбиратьс€ в технологи€х рынка, требуютс€ квалифицированные специалисты и консультанты по этим вопросам. «агвоздка только в этом. ј потребитель готов поддерживать отечественного производител€ – это показал опыт —ултанны ‘ранцузовой, на это рассчитан выход на рынок ≈вгении ќстровской. √де и кем сделана одежда – сегодн€ эти вопросы уже мало кого интересуют. Prada Sport уже отшиваетс€ в  итае и при этом не перестала быть Prad'ой. ≈сть, конечно, прослойка, сориентированна€ на брэнды и люксовую рекламу, но большинство людей хот€т приобретать то, что им нравитс€. ћы проводили маркетинговые исследовани€ в этой области (среди состо€тельной аудитории). Ќесколько лет назад основной мотивацией при совершении покупки была известность марки, сейчас главный критерий – «насколько эта вещь мне подходит». ј это уже вопрос комфорта и самореализации. “о есть изменилась психологи€, по крайней мере, у этой прослойки, что рано или поздно повлечет за собой изменени€ во взгл€дах и более демократичных слоев. Ћюди «наелись» кричащих лэйблов и теперь хот€т, чтобы покупки полностью удовлетвор€ли их потребности. ≈ще один момент – это адекватна€ цена. ≈сли вы хотите продавать много, то стоимость должна быть доступной. ƒжинсы оптом по цене двести долларов за пару – на этом бизнеса не построишь. ѕон€тно, что рынок огромен - любой товар рано или поздно отыщет своего покупател€. Ќо даже если твои вещи приобретает вли€тельный редактор моды – это еще не карт-бланш, не показатель. ѕоверьте, торговл€ – это не о моде. ¬ торговле позитивные показатели определ€ютс€ не дизайном и реакцией прессы на ту или иную коллекцию, а размером «оборота» на квадратный метр. ѕока мода в нашей стране – это некое маргинальное развлечение.

FashionTime: Ќе кажетс€ ли ¬ам, что дизайнеры, имена которых на слуху, со временем успокаиваютс€, перестают «креативить» и начинают использовать свою репутацию, сложившуюс€ на прот€жении нескольких лет, не производ€ на свет ничего нового и интересного. „то называетс€, им€ и так уже работает на них, что часто приводит к откровенному застою…

јлександр Ўумский: я не хочу оценивать коллекции – это не мо€ работа. я умею подмечать потенциал, вы€вл€ть его. » с точки зрени€ творческих задатков мы еще ни разу не ошиблись ни в ком. —корее, случались промахи в человеческом отношении.† Ќо, возможно, у тех, о ком ¬ы говорите, нет стимулов дл€ развити€. «астой может произойти при отсутствии профессиональных навыков – когда пропадает необходимость кому-то что-то доказывать. Ќо такое может случитьс€ с любым художником. ƒелать коллекции каждые полгода, придумыва€ что-то радикально новое, развивать свой уникальный стиль – сложна€ задача. «акончилась Ќедел€ ћоды - ты уже должен думать о следующей, при этом реша€ текущие проблемы. Ётот ритм предполагает весьма напр€женный график работы. ¬озможно, у таких персонажей недостает таланта, или же его изначально не было, а шумиху вокруг своего имени удалось раздуть за счет пресловутого умени€ красиво и эффективно тусоватьс€. “акие «игроки» есть и в Ќью-…орке, и в ћилане – коллекци€, м€гко говор€, так себе, но человека превознос€т в узком кругу ћанхеттена, за пределами которого его и дизайнером-то не считают. Ёто своего рода иллюзи€.

FashionTime: ѕросто в Ќью-…орке эта иллюзи€ приносит доходы и перспективы, а у нас со временем рискует обернутьс€ финансовым крахом и забвением… «“усовочность» моды в ћоскве кажетс€ особенно утрированной. ¬ чем причина такого снобистского гиперболизма?

јлександр Ўумский: ћода эгоистична, этим и отличаетс€ от других жанров искусства. ѕоэтому дизайнер, будучи практически нищим, вполне может вести себ€ словно  рез. ѕросто в ћоскве это действительно происходит утрированно и карикатурно. ¬ европейском контексте пафос многих столичных «модных» представителей просто смешон и выгл€дит местечково и провинциально. Ќа «ападе никто не станет приобретать автомобиль представительского класса, работа€ средним клерком в отделении не самого большого банка. Ќо это возможно в ћоскве.  огда знаешь экономическую подоплеку оборотов и продаж изделий†большинства отечественных модельеров, ложность пафоса становитс€ очевидной.

FashionTime: ѕсихологи объ€сн€ют излишний пафос внутренними комплексами. ярчайшим из которых €вл€етс€ комплекс «совка». ѕосле долгих лет зажатости свобода опь€нила и ударила в голову…

јлександр Ўумский: ¬озможно и так. Ќо «старорежимное» наследие – это не вопрос пафоса. ƒл€ того чтобы стать своим в любом сообществе, ты должен обладать €рко-выраженной индивидуальностью, внешней привлекательностью, солидными деньгами... —тремление одеватьс€ €рко и кричаще у росси€н намного сильнее, чем где бы то ни было в мире. Ёто происходит именно оттого, что долгое врем€ у нас не было ничего, кроме серой массы. Ќо мы уже пережили этот этап, прошло п€тнадцать лет. —ейчас все стабилизировалось.   примеру, носить Versace сегодн€ уже не €вл€етс€ признаком хорошего тона. ѕо сути, мода – это лидер тусовки. ѕосмотрите, кто задает тон на всех светских раутах и меропри€ти€х. ¬ авангарде отнюдь не бизнесмены и даже не звезды шоубиза, но модели, фотографы, модные редакторы, промоутеры, продюсеры, фрики. «а ними к статусу ћќƒЌџ’ знаменитостей подт€гиваютс€ олигархи, актеры, «золота€» молодежь и так далее. Ћюди из fashion-сообщества во всем мире €вл€ютс€ трендсеттерами, лидерами - они диктуют тенденции, задают тон, на них ориентируютс€, их цитируют.

FashionTime:  акими качествами должен обладать дизайнер, чтобы его дебют на Ќеделе можно было считать удачным?  ак попасть в прайм-тайм RFW?

јлександр Ўумский: Ёто не столько качества, сколько творческий и деловой потенциал. ѕоказ не должен быть одноразовым. –азовость коллекций серьезно расстраивает. ƒизайнеры сами не напр€гаютс€ дл€ того, чтобы формировать рынок.  огда человек пропускает сезон, он отбрасывает себ€ назад года на два. —воеобразна€ игра, котора€ наблюдаетс€ сегодн€ – бесконечные лавировани€ и миграции дизайнеров между российскими Ќедел€ми – мешает гармоничному развитию моды как общенационального €влени€, приводит к перекосам. ” кого-то происходит головокружение от разовых успехов, кто-то начинает впадать в неоправданный пафос, за которым нет ни малейшей творческой составл€ющей. Ќо € думаю, что это – болезнь роста, которую мы со временем перерастем.

FashionTime: ѕрогнозы весьма обнадеживающие…

јлександр Ўумский: ≈сли бы они были пессимистичными, то мы бы давно свернули свою де€тельность, предоставив дизайнерам «выплывать» самосто€тельно.

FashionTime: ¬опрос в преддверии стартующей –оссийской недели моды.  аких откровений нам стоит ожидать от предсто€щего сезона, есть ли особые заметки по поводу нынешних дебютантов?

јлександр Ўумский: ¬озможно, дебютантами их можно будет назвать дл€ нашей Ќедели, но никак не дл€ моды.   примеру, “ать€на ѕарфенова сделает свой показ на ¬асильевском спуске. Ёто один из самых талантливых модельеров страны с богатейшей историей побед.  роме того, на этот раз мы запланировали совместно с «ƒефиле на Ќеве» день моды —анкт-ѕетербурга на RFW – 1 апрел€. ѕриедет много питерских дизайнеров, которые в своем городе уже стали €рким €влением – в ћоскве у них будет дебют. —анкт-ѕетербург всегда был генератором передовых идей, питерские дизайнеры всегда были очень сильны. ћы только рады этому.

FashionTime: ј как же пресловута€ жестка€ конфронтаци€: ћосква-ѕитер?

јлександр Ўумский: ƒл€ мен€ ее никогда не было. ≈сли у кого-то есть комплексы по этому поводу, то Ѕог им в помощь! RFW – €вление национальное. Ќас уже сравнивают и с Ћондоном, и с Ќью-…орком. Ёто лестно, но не надо питать лишних иллюзий. “ам работают мировые дизайнеры. Ќаши модельеры, по большому счету, еще не очень-то развернулись в собственной стране. ’от€ потенциал многих позвол€ет думать, что лет через п€ть все гармонизируетс€, придет в норму. –оссийский рынок – самый перспективный дл€ наших модельеров. Ќо возможно, кого-то из модельеров приглас€т работать за рубеж, в этом € тоже вижу развитие.  онкуренци€ на западном рынке настолько высока, что единственное, на что можно рассчитывать и к чему стремитьс€, – это устроить судьбу в культовом ћодном ƒоме, как некогда произошло с ƒжоном √аль€но, “омом ‘ордом или јлександром ћак уином. Ёто и станет серьезной за€вкой русских не на мировое господство, но на упоминание в истории моды. ”вы, на сегодн€шний момент –осси€ в ней никак не упом€нута. ќпределенно, € не верю, что какой-нибудь из российских брэндов сможет достичь серьезных международных показателей, сравнимых с цифрами Gucci, Prada, Ralph Lauren и тем более H&M, Zara, Fcuk. Ёто долгий и рискованный процесс, о котором € знаю не понаслышке. —егодн€ уже не то врем€, когда можно построить империю, подобную Dolce&Gabbana или Christian Dior. ¬опрос даже не во вложени€х. ” нас был опыт, когда ёли€ ƒалак€н работала стилистом у –оберто  авалли. » неплохо работала, просто в один момент у нее по€вилась возможность создать собственный ƒом ћоды, а любой дизайнер, любой художник мечтает о самосто€тельном плавании. ќна вернулась в –оссию и сделала свою марку.  то знает, если бы тогда она осталась в »талии, возможно, она была бы сегодн€ уже знаменитым на «ападе русским дизайнером. Ѕывший русский јлександр ѕлохов, возглавл€ющий продвинутую американскую марку Cloak, сам себ€ считает американцем – так что не стоит питать иллюзий.  огда дизайнеры с RFW станут работать топ-стилистами в ведущих европейских ƒомах ћоды, тогда у нас будет реальный шанс на страничку в истории мировой моды.


 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕлуза
 ардиган
“апочки ECO-OZ
ѕовседневные шорты
∆енские трусы Artu
Ѕотинки ECCO
Ѕотинки
¬€заное болеро дл€ девочек
Ўелковый галстук
“русы-боксеры Ђсантаї
Ѕазова€ футболка
Bygakoff Ѕрошь BK03-gre
 оврики комнатные ARLONI
ћини-юбка
ѕижама Del Fiore
Ѕрюки Orsan
ѕлатье-стрейч
¬кладыш (передн€€ часть стопы) Salamander Professional

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.