ћишель јзанавичус: Ђ”прощение делает мир скучным. ѕопробуйте копнуть глубже!ї

¬рем€ публикации: 21 ќкт€бр€ 2009
јвтор: —ветлана Ѕезбородова
‘отограф: Milan Vdovenko
‘ранцузский режиссер и мастер кинопародии ћишель јзанавичус привез свой новый фильм «јгент 117: мисси€ в –ио» на ‘естиваль французского кино, который прошел в ћоскве в начале окт€бр€. ќ взгл€дах на кинематограф, о том, как сн€ть по-насто€щему остроумную комедию, о провокаци€х и хорошем художественном вкусе – в интервью режиссера порталу FashionTime.


–  акие художественные приемы, на ваш взгл€д, наиболее эффективны, чтобы  усилить комический эффект пародии на шпионскую приключенческую  эпопею?

– ¬ажнейшим  инструментом пародии € считаю  игру на контрастах. Ќо тут  есть важный нюанс: если режиссер рискует затронуть такие неполиткорректные, чувствительные темы, как отношение к евре€м, сексуальным меньшинствам, положение женщин в обществе, то необходимо понимать, что это раздражает публику. ѕоэтому очень важно дать зрителю качественную и эстетичную картинку. ‘ильм должен быть настолько красив и безупречен, чтобы сгладить возникшее раздражение. » наталкивать зрител€ на то, чтобы за грубыми, на первый взгл€д, шутками, он умел увидеть что-то глубже, чем пр€мое «раздражающее» прочтение.

»меет значение и «многослойность» смыслов. Ќапример, мо€ последн€€ картина «јгент 117». —огласитесь, мы имеем дело с  фильмом, где в ходу тонкий юмор и  интеллектуальна€ игра с ассоциаци€ми. Ќа первый взгл€д, фильм адресован  весьма узкой группе зрителей. Ќо поскольку все же мы стремимс€ делать кассовое кино, мы не можем позволить себе искусственно сужать аудиторию. ћы должны сделать так, чтобы друга€ часть зрителей все равно считала смысл. ј значит, мы должны умножать степени прочтени€, как будто на изощренные шутки мы наслаиваем иронию, все более доступную дл€ понимани€ любого зрител€. ¬ итоге получаетс€, что мы обращаемс€ к самой широкой публике, и в то же врем€, интеллектуалы тоже получают свою порцию удовольстви€, оценива€ мелкие детали типа красивых аллюзий и цитат из классики.  

–  ак вам удалось овладеть искусством комедии, рассмешить зрител€?

– Ќе хочу вас разочаровывать, но универсальных  рецептов нет. ≈сли бы они вдруг по€вились, жанр бы умер сразу же. ѕотому что  если все же можно назвать главный закон комедии, то это неожиданность, сюрприз дл€ зрител€. ’от€ искушенный зритель уже ждет от вас этих сюрпризов, и тут ожидани€ публики необходимо оправдывать.

≈ще один канон  жанра заключаетс€ в смешении стилей, разрыве шаблона.  онечно, есть приемы, которые всегда работают на 100%. Ќапример, на экране очень высокопарна€ сцена, ужин при свечах главного геро€ с его возлюбленной. ≈сли герой-любовник в этот момент пукнет, то, конечно, будет смешно. ѕотому что ситуаци€ смещаетс€ в сторону совершенно другого стилистического сло€. Ёто, конечно, банальный прием, лежащий на поверхности. ƒл€ того, чтобы «высветить» более тонкие грани смешного, надо благодар€ наблюдательности выхватывать острые юмористические моменты из повседневности, чувствовать ритм картины и, конечно, любить зрител€.  

– ќпишите образ идеальной  спутницы спецагента. ƒолорес (подруга  јгента 117) с ее мужественностью  и уверенностью в  себе дополн€ет образ главного геро€ или, наоборот, ему противопоставл€етс€?

– Ќе забывайте – у нас ведь не обычный спецагент. Ќаш главный герой – это человек с одной извилиной. √овор€ без прикрас, он полный кретин, и уж точно далек от  образа идеального голливудского Ѕонда. „то €вл€етс€ его бесспорным достоинством, так это то, что он физически довольно крепкий и привлекательный мужчина, при этом он абсолютно бесстрашен. Ќо поскольку он откровенно глуп, р€дом с ним должна быть така€ женщина, котора€ обладает, умом, шармом, тонкостью чувств.  роме того, об€зательное дл€ нее качество – хладнокровие, чтобы не принимать близко к сердцу все те глупости, которые периодически изрекает герой ƒюжардена.  ќна фактически берет в свои хрупкие руки управление ситуацией, прин€тие важных решений также остаетс€ за ней. ћне кажетс€, в этом смысле ƒолорес была идеальна.  стати, подобное распределение ролей – не редкость дл€ мужчины и женщины и в жизни.  

– ‘ильм построен вокруг главного геро€ – јгента 117, которого играет ∆ан  ƒюжарден.  акие качества необходимы актеру, чтобы справитьс€  с центральной  ролью, ведь практически весь фильм он замыкает на себе?

– я против  нав€зывани€ актерам каких-либо  качеств и соблюдени€ рамок.  ’от€, по мнению обывателей, режиссер  поступает именно так: просто  берет маску, пример€ет ее к  актеру, рассказывает ему последовательность  действий на съемочной площадке – и вот, рецепт успешного блокбастера готов. Ќа самом деле, все совершенно наоборот. ¬ действительности € просто беру то, что мне предлагает сама жизнь. «∆изненный» материал, как правило, удачно дополн€ет заранее обдуманное содержание ролей. ћне повезло, у мен€ замечательный актер – ∆ан ƒюжарден, он неверо€тно изобретателен, харизматичен, обладает интереснейшей мимикой, а в его словарном запасе – масса колоритных выражений. “ак и рождаетс€ гибкий,  интересный, забавный персонаж. ќдним словом, мне интересно посмотреть, что может дать жизнь, и потом транслировать это зрителю. “аков мой метод работы.

– ≈сли «јгент 117»  станет циклом  из множества лент, то в какую страну  и в какие обсто€тельства  вам было бы  интересно поместить  геро€?  

– Ќе думаю, что хотел бы продолжать комедию  до бесконечности и испытывать главного геро€ в бесчисленных экстремальных  ситуаци€х. ’от€ потенциально интересных сюжетных поворотов множество. ќтправить  его подальше, в экваториальную јфрику – или заставить этого псевдомачо влюбитьс€ в мужчину.

  ак бы там  ни было, будьте уверены – наш  јгент 117 всегда найдет способ вл€патьс€ в очередную дурацкую ситуацию.  ак говор€т французы, посто€нно попадает «ногой в тарелку».  огда он в кадре собираетс€ сказать что-то, невольно думаешь: «–ади Ѕога, только не говори такое про арабов, только не говори такое про евреев или про женщин…»

– ¬ «јгенте 117»  фигурирует сцена  бала фашистов,  как и в  последнем фильме   вентина “арантино  «Ѕесславные ублюдки»  – сцена закрытой  кинопремьеры дл€  фашистов же, котора€ заканчиваетс€ инфернальным торжеством главной героини-еврейки. ќчевидно, что тема нацистского террора не оставл€ет равнодушными лучших режиссеров современности. „то вас привлекает в этой теме?

–   фашистской эстетике € не испытываю ни малейшего  интереса.  ƒумаю, что “арантино  также никоим образом не увлечен  ею.  я, к сожалению, еще не видел  фильма «Ѕесславные ублюдки», но практически  могу поручитьс€ за “арантино. ќн, прежде всего, режиссер, а значит, посто€нно играет разными символами, использует различные краски. √итлеровска€ эстетика с ее запоминающейс€ черно-бело-красной цветовой гаммой – это сильный социокультурный код. ќн стопроцентно узнаваем и вызывает у зрител€ молниеносную ассоциативную реакцию. », как правило, в искусстве фашистска€ эстетика изображаетс€ со знаком «минус». Ќо дл€ хорошей комедии не представл€ет никакого интереса описывать фашизм в исключительно мрачных тонах. ќбъ€вить одного из героев фильма злодеем-фашистом и начать всем миром с ним боротьс€ – лучший способ усыпить зрител€.

”прощение мира вокруг нас навевает скуку. „то может  быть проще, чем наклеить этикетку зла  на €вление и сказать: «ћы осуждаем это. ¬ы тоже? «начит, вы хороший человек, можете спать спокойно».  ћне это не по вкусу. я хотел бы делать более многоплановые, глубокие фильмы. ћне важно сказать зрител€м: «—мотрите, зло вовсе не об€зательно скрываетс€ за соответствующим €рлыком. ќно может оказатьс€ в самом неожиданном месте. ѕопробуйте разобратьс€, мир сложнее. ѕопытайтесь распознать зло, глупость, смехотворность вокруг вас, в себе!»


—правка FashionTime: ћишель јзанавичус
‘ранцузский кинорежиссер, сценарист

‘ильмографи€:

¬ 1988 ћишель јзанавичус начал работать на телеканале CANAL+, в том числе – с группой комиков «Les Nuls».

— 1999 по 2005 он сн€л более 40 рекламных роликов.

2009

ј√≈Ќ“ 117: ћ»——»я ¬ –»ќ (OSS 117: Rio ne répond plus)
–ежиссер, соавтор сценари€

2006

ј√≈Ќ“ 117 (OSS 117: Le Caire, nid d’espions)
–ежиссер, соавтор сценари€

2004

¬≈Ћ» ќЋ≈ѕЌјя  „≈“¬≈– ј (Les Daltons), реж. ‘илипп ’аим
—оавтор сценари€, вместе с Ёриком и –амзи

”Ѕ≈…“≈  »’ ¬—≈’! –”јЌƒј: »—“ќ–»я ќƒЌќ√ќ Ќ≈«Ќј„»“≈Ћ№Ќќ√ќ √≈Ќќ÷»ƒј (“¬)
—опродюсер  и соавтор

1999

ћќ» ƒ–”«№я (Mes amis)
–ежиссер, сценарист

1997

Echec au capital – короткометражный фильм
–ежиссер, соавтор сценари€ с ƒоминик ћезеретт

1996

ƒ≈Ћ№‘»Ќј – »¬јЌ: 1–0 (Délphine: 1, Yvan: 0), реж. ƒоминик ‘арруджиа
—оавтор сценари€

ј√≈Ќ“ 117: ћ»——»я ¬ –»ќ

 омеди€ о приключени€х незадачливого спецагента в Ѕразилии. ¬ главной роли ∆ан  ƒюжарден (99 ‘–јЌ ќ¬).  артина открыла  дес€тый, юбилейный ‘естиваль французского кино, который прошел в ћоскве с 1 по 4 окт€бр€.

 аталог стильной одежды, обуви и аксессуаров на fashiontime.ru
Ѕюстгальтер Luce del Sole
ѕринтованна€ рубашка
‘утболка с текстовым принтом
‘утболка с карманом
куртка Trespass
“уфли Valley
 ардиган
 омплект трусов 2 шт. Alla Buone
Ѕосоножки ELSI
ƒжемпер GIORGIO DI MARE
ƒжинсова€ юбка CHEER
Ѕосоножки Laura Scott
ёбка
ѕлащ Mondial
 рем дл€ тела Natural Project
ѕолусапоги Mamma Mia
ќчки солнцезащитные Valentino
Ѕотинки Renda

 
 
 

ћожете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


¬ы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

–едакци€ FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментари€х.