Каноны красоты ХХ-ХХI веков: секс-символы нашей эпохи

Время публикации: 10 Апреля 2009
Автор: Надежда Стрелец (Сырых)
Анна Павлова
Анна Павлова
Гретта Гарбо
Гретта Гарбо
Джин Харлоу
Джин Харлоу
Рита Хейворт
Рита Хейворт
Мэрилин Монро
Мэрилин Монро
Бриджит Бардо
Бриджит Бардо
Джейн Фонда
Джейн Фонда
Ким Бэсинджер
Ким Бэсинджер
Синди Кроуфорд
Синди Кроуфорд
Анджелина Джоли
Анджелина Джоли
Красота – категория неутилитарная, определяющая рождение эстетического наслаждения. Во все времена существовал свой идеал женской притягательности, а потому понятие прекрасного является важнейшей категорией культуры, знаковым моментом эпохи.  FashionTime составил галерею образов признанных королев красоты, определив канонические модели каждого десятилетия ХХ и начала ХХI века.

10-е годы ХХ века: Анна Павлова

Стиль модерн, возникший на рубеже XIX и XX веков, стал определяющим направлением эпохи - ощущение упадка, безнадежности, трагизма привело к появлению декаданса, обозначившего кризис европейской культуры. В своем стремлении противостоять общепринятой мещанской морали приверженцы направления делали культ из красоты, даже если она являлась продолжением порока. Отвечая требованим времени, мода диктует томность, бледность и подчеркнутый трагизм. Балет - один из самых рафинированных и абстрактных видов искусства - стал знаком времени и определил все то, что стало эстетическим фетишем целого поколения: светские салоны перенимали все его сценические находки -  мотивы Востока, драматический образ, подчеркнутый с помощью макияжа, отказ от корсетов и свободные силуэты. Феноменальный успех «Русских сезонов» Дягилева в Париже породил преклонение перед русскими балеринами - имя легендарной Анны Павловой, первой исполнительницы «Умирающего лебедя», стало на долгие годы эталоном совершенства. В то время не существовало понятия «секс-символ», да и сама эстетика модернизма не предполагала обращения к земному и понятному - мужчины того времени желали благоговеть и преклоняться. Фантастической успех русской балерины подарил миру образ воздушной и неземной красавицы, который явился знаковым для формирования канононов красоты в контексте эпохи декаданса.

20-е: Грета Гарбо

Грета Гарбо (Greta Garbo) также стала символом эстетики декаданса; самая востребованная актриса немого, а потом и звукового кино начала ХХ века, она явилась воплощением мужских (и женских) грез -  тонкий профиль, огромные печальные глаза, по-театральному эффектная отстраненность и невероятный для того времени эротизм. Современники считали Гарбо настоящим воплощением греха – и это в эпоху разврата, упадка традиционных моральных ценностей и революций! Именно Гарбо стала родоначальницей андрогинного типа женской привлекательности, объединив в себе образ туманной и неоднозначной женщины-вамп и мужеподобной девы-атлета в брюках и широкополой шляпе. Этот тип красоты и сексуальности очень быстро вышел из моды, но в ту эпоху у Гарбо не было и не могло быть соперниц – строгая и соблазнительная одновременно, она подарила миру новый типаж, эротическое притяжение которого базировалось на ощущении холодности, таинственности и недостижимости. Экранный образ настолько прирос к актрисе, что она, в стремлении оставаться вечной загадкой, ушла из кино на пике своей карьеры.

30-е: Джин Харлоу

30-е годы ХХ века - короткий миг в мировой истории между двумя большими войнами, когда человечество обратилось к ослепительной роскоши в стремлении убежать от реальной действительности. Великая депрессия, войны и революции рождали ощущение нестабильности, и, как водится во времена кризиса, общество сыграло на сопротивление - на стыке модерна и неоклассицизма рождается тот самый классический гламур, когда актрисы были ослепительно красивы, мода по-настоящему элегантна, а Голливуд переживал золотую эру безупречного глянцевого стиля. Женщина, вышедшая на улицу с ненакрашенными губами, считалась голой, а любые проявления естественности -  моветоном. Иконы красоты и стиля того времени поражали своей ухоженностью, изысканностью и утонченностью, они были почти отчаянно glamorous в своем стремлении соответствовать высоким стандартам эпохи. Общество ждет новых форм эстетического совершенства и получет их - настоящей богиней своего времени становится Джин Харлоу (Jean Harlow), которая подарила миру феномен под названием «платиновая блондинка». Актриса являлась первой настоящей голливудской дивой классического звездного амплуа – идеально уложенные локоны, откровенные наряды, подчеркнутая чувственность. Она в буквальном смысле произвела «сексуальную революцию» в сознании людей 30-х годов, и, несмотря на отсутствие драматического таланта, завоевала бешеную популярность благодаря яркой чувственной привлекательности.  Легендарным стал случай самоубийства третьего мужа Джин Харлоу – будучи импотентом, могущественный продюсер MGM Пол Берн не смог больше нести столь тяжкий крест рядом с самой желанной женщиной Голливуда.

40-е: Рита Хейворт

В 40-е Голливуд уже стал полноправным законодателем моды на канонических красавиц, однако страна жила ожиданием войны, а потому шикарные дамы в шелках и туманах временно уходят с экранов. Отпечаток социальной позиции массового искусства лежал буквально на всем -  женщины старались быть не пленительными и желанными, но активными, решительными, почти во всем равными мужчинам. Уходит в прошлое мода на блондинок – на пике популярности шатенки, наивное выражение лица, кукольные прически, маленькие, резко очерченные губы. Рождается новый социальный феномен «девушки с обложки» благодаря невероятной популярности журнала Life 11 августа 41-го года с изображением полуобнаженной красавицы Риты Хейворт (Rita Hayworth), которая украшала собой атомную бомбу, сброшенную на остров Бикини. Благодаря этой фотосессии в обиход входит понятие «секс-бомба», а девушка-модель в одночасье становится объектом вожделения всей Америки. Благодаря таланту танцовщицы она также стала главной звездой музыкальных фильмов, выступая партнершей сразу двух главных звезд Голливуда и вечных соперников - Фреда Астера и Джина Келли. Когда Вторая мировая война закончилась, американцам потребовались символы мирной жизни – именно в тот момент на экраны вышел знаменитый фильм Джильда «Гильда» (Gilda, 1946) с Ритой Хейворт в главной роли. Ее героиня  -  роскошная рыжеволосая красавица с кошачьими глазами - буквально перевернула стандартные представления о красоте, а знаменитый эпизод «стриптиза» под песню Put The Blame On Mame со снятием единственной перчатки превосходит по широте общественного резонанса все эротические  сцены последующих десятилетий.

50-е: Мэрилин Монро

50-е становятся зарождением эпохи потребления: период аскетизма сменяется безудержным стремлением к роскоши, в настроениях общества просыпается желание окунуться в полную изобилия мирную жизнь. Элегантность и сексапильность становятся синонимами -  самым популярным силуэтом эпохи принято считать диоровский New Look: узкая талия, подчеркнутая грудь, покатые плечи. Шоу-бизнес штампует секс-символов сотнями, однако главной богиней эпохи становится Мэрилин Монро (Marilyn Monroe). Она начинала как pin-up girl, но после фильма «Ниагара» превратилась в  звезду №1 по обе стороны Атлантики. Образ-архетип, созданный Монро, стал самым тиражируемым в истории – платиновые локоны,  запрокинутое назад детское лицо, приоткрытые губы и мушка-родинка над губой. Главный секс-символ всех времен и народов, она брала доступной притягательностью и обезоруживающей женственостью – никаких заигрываний и загадок, намеков и полутонов. Суперэротичность Мэрилин искала выхода на экране и в жизни – перед ее чарами не могли устоять президенты и спортсмены, актеры и продюсеры, а режиссеры гипнотизировали публику неслыханными по тем временам уловками: в одном фильме подол ее юбки поднимают струи воздуха вентиляционной решетки, в другом – лопается бретелька ее платья…  Светлая, легкая, притягательная, порочная и невинная одновременно, Монро стала родоначальницей амплуа «классической блондинки» -   инфантильной, без претензий на интеллектуальность, культивирующей идеологию «Diamonds Are A Girl`s Best Friend». По сей день образ, созданный Мэрилин Монро, является общепринятым символом женской красоты ХХ века.

60-е: Бриджит Бардо

В 1959 году происходит важное событие, которое в корне меняет психологию массового сознания -  в продажу поступает первая кукла Барби. У нее длинные и худые ноги, плоский живот, небольшая грудь.  Быстро завоевывает популярность совершенно новый тип женской красоты: девочка-подросток с тонкими длинными ногами - нежная и немного нескладная. В 50-е она бы вызвала сочувствие и недоумение, но уже в 60-ые ей хотели подражать миллионы. Намечается сдвиг от ханжеской морали к простоте, практичности, демократичности и универсальности, прежние канонические красавицы стали казаться застывшими идолами.  Настоящей ролевой моделью  60-х становится актриса Бриджит Бардо (Brigitte Bardot). Произносить ее имя  необходимости не было – инициалы ББ стали символом эпохи. Она стала всемирно известна благодаря картине «И Бог создал женщину», где сыграла юную необузданную Жюльет Арди, мечущуюся между несколькими мужчинами. В Европе и США фильм шокировал зрителей и был осужден католической церковью из-за вызывающего поведения героини, которая появляется в кадре обнаженной и танцует на столе. В последующих своих экранных образах раскованная Бардо носит джинсы и рубашки на голое тело, вместо укладки у нее – спутанные волосы (или знаменитая взбитая пышным начесом «бабетта»), выкрашенные так, будто они выгорели на солнце,  вместо идеального «звездного» макияжа – авангардный вариант  smokey eyes. Помимо прочего, она делала акцент на неправильном прикусе, благодаря которому ее губы казались преувеличенно пухлыми. Сексуальность Бардо носила характер открытой провокации, но, несмотря на это, с ней не брезговали работать по-настоящему серьезные режиссеры - Луи Маль, Жан-Люк Годар, Кристиан Жак и др. ББ являлась для своего времени не просто секс-симоволом, но родоначальницей эстетики сексуальной революции и зарождения молодежных субкультур. В далекие 60-ые это казалось  радикальным и недолговечным, однако именно образ Бардо стал предвестником современных канонов красоты.

70-е: Джейн Фонда

Годы юности и становления Джейн Фонды (Jane Fonda) пришлись на эпоху 60-х: молодежные бунты, наркотики, Вудсток, Энди Уорхол, Вьетнам… Эстетика 70-х сложилась уже под влиянием ее образа, ставшего символом эпохи социальных и политических  потрясений, идеологических проповедей Кастанеды, сексуальной революции и откровенной наготы. В это время было модно иметь мировоззренческую и гражданскую позиции, в каждом действии были важны идейность и вызов. Одной из главных примет времени стал откровенный эротический фильм «Барбарелла», где Джейн Фонда появилась в роли прекрасной астронавтки, путешествующей по Галактике и вступающей в связь с представителями разных цивилизаций. Ничуть не испугавшись кармы такого противоречивого образа, Фонда позже показала себя глубокой драматической актрисой и получила несколько «Оскаров». Она стала культовой фигурой и символом эпохи хиппи – не боялась раздеваться и пропагандировать любовь нетрадиционных форм, развивать бурную политическую деятельность, быть убежденной феминисткой, сторонницей новых левых и социалисткой, а также страстным критиком косметической хирургии. Фонда стоит у истоков формирования новых стандартов красоты женского тела - именно она вводит в моду здоровый образ жизни и аэробику, а специально разработанный ею комплекс упражнений стал базовым для всех последующих видов фитнеса.

80-е: Ким Бэсинджер

Сексуальная революция достигла своего пика и переросла в феминизм; увлечение спортом и правильным образом жизни сформировало новый тип женской сексуальности – в моду входит худоба, подтянутость, появляются представления о том, что красивая женщина должна быть высокой, широкоплечей и длинноногой. Настоящим фетишем явился образ классической блондинки с голубыми глазами, маленьким аккуратным носом и полными губами. Символом эпохи сановится красивейшая женщина Голливуда Ким Бэсинджер (Кim Basinger), которую великий Федерико Феллини называл воплощением абстрактной женственности. Карьера Ким развивалась поступательно - сначала она стала «девушкой Бонда», потом продемонстрировала тело без единого изъяна в знаменитой фотосессии для Playboy, а позже снялась в культовом фильме Эдриана Лайна «9½ недель», являющемся и по сей день  классикой эротического жанра. Несмотря на то, что мировой кинематограф знал и более откровенные картины, именно «9½ недель» совершил прорыв в общественном сознании, представив тончайшую материю эротических переживаний со сложным рисунком взаимоотношений как пример глубокого психологизма. Картина сплошь состоит из хрестоматийных эротических сцен: «гастрономический» эпизод у холодильника с поеданием продуктов с завязанными глазами, переодевание и секс в заливаемой дождем подворотне, а легендарная сцена под аккомпанемент «You Can Leave Your Hat On» в исполнении Джо Кокера (Joe Cocker) до сих пор считается главной сценой стриптиза всех времен и народов.

90-е: Синди Кроуфорд

90-е годы ХХ века стали уникальной эпохой временного упадка кинематографа как главной кузницы икон красоты  и рождения феномена «супермоделей». Мировой шоу-бизнес переживает упадок, однако на фоне расцвета индустрии моды, эстетики гламура и глянца властительницами дум целого поколения становятся манекенщицы. Джанни Версаче начинает платить моделям фантастические гонорары, на модном рынке появляется понятие «эксклюзивного рекламного контракта», а знаменитая фраза Линды Евангелисты о том, что меньше, чем за $10 тысяч, она не встанет с постели, стала одним из самых ярких PR-ходов в истории ХХ века. Вчерашних безымянных моделей все узнают по именам – Синди, Кристи, Линда, Наоми, Клаудиа превращаются в настоящих кумиров; они затмевают не только звезд шоу-бизнеса, но и тот товар, который рекламируют. Глянцевые журналы составляют рейтинги топ-моделей, чьи гонорары превышают ставки голливудских звезд, а в массовом сознании прочно поселилась «формула красоты» 90-60-90. Настоящей богиней эпохи становится Синди Кроуфорд (Cindy Crawford), которая несколько лет подряд держала планку самой высокооплачиваемой модели мира благодаря контрактам с косметическим гигантом Revlon и концерном Pepsi. Помимо прочего, она получает негласный титул самой сексуальной представительницы «знаменитой десятки топ-моделей» –  Синди стала единственной статусной моделью, снявшейся обнаженной для Playboy. Роскошные каштановые волосы и фирменная родинка над губой позволили ей поставить абсолютный рекорд – лицо Кроуфорд украсило обложки более 600 журналов, включая Vogue, W, People, Harper’s Bazaar, ELLE, Cosmopolitan, Allure и др.

00-е ХХI века: Анджелина Джоли

В начале ХХI века некогда самая популярная женская профессия - супермодель - теряет былую актуальность. В общественном сознании происходит перелом - красота больше не тождественна сексуальности: красивой начинает считаться женщина, умеющая  найти свой стиль, преподнести себя и свою уникальность. Вследствие глобализации национальные стандарты красоты унифицируются – признание экзотических красавиц типа Наоми Кэмпбелл и Бейонс Ноулз рождает моду на черты африканской внешности типа загара и пухлых губ, а негритянок заставляет распрямлять  вьющиеся волосы и краситься в блондинок. Главные приметы красоты XXI века - пышные волосы, тонкий нос и пухлые чувственные губы  - становятся следствием обращения эпохи к идее унификации типичных национальных особенностей и привлекательности микса кровей, позволяющего белым женщинам выглядеть по-африкански чувственно, а негритянкам - по-европейски утонченно.  Эталонной красавицей эпохи становится Анджелина Джоли (Angelina Jolie) – ее полные губы, нарушающие привычную симметрию лица, становятся настоящим фетишем для женщин всего мира. Пластическая хирургия переживает подъем –  спрос на увеличение губ, груди и ягодиц растет с каждым днем.

Что касается прогнозов на ближайшее будущее, то эксперты предполагают обращение к женственным образца 50-х годов, а также видят развитие темы унифицированного эстетического идеала, который не привязан к стандартам определенной национальности или расы. Одним из вариантов развития канонов красоты планетарного масштаба может стать эстетика Востока – азиатская модель понимания прекрасного придет в контексте мировой экспансии Китая.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.