Кураторы курса «Дизайн одежды.Базовый курс» Британской Высшей Школы Дизайна - о программе, выпускниках и модной индустрии в России

Время публикации: 15 Июля 2013
Автор: Светлана Аведисьян
Источник: FashionTime.ru
Недавно прошел ежегодный показ дипломных коллекций выпускников курса «Дизайн одежды. Базовый курс» Британской высшей школы дизайна. FashionTime.ru встретился с кураторами курса Анной Черных и Владимиром Тилининым и поговорил о самом курсе, о программе обучения и его выпускниках.


Расскажите, пожалуйста, о курсе. Сколько он уже существует?
Анна: Наш курс существует уже пять лет. В школе есть два направления, которые готовят специалистов в области дизайна одежды: британский курс и российский. Мы с Володей представляем российский курс дополнительного профессионального образования. У нас учатся достаточно взрослые, уже состоявшиеся люди, которые понимают, что в своей специальности они себя исчерпали. И, продолжая работать на своей основной работе, они вечерами и в выходные находят время приходить к нам и переучиваться. Изначально мы хотели повышать квалификацию выпускников вузов соответствующих специальностей, но, как показывает опыт, их процент на курсе достаточно небольшой. В основном это люди без подготовки.
Владимир: Те люди, которые пришли к нам переучиваться из профильных вузов, уже на первом году обучения понимают, что те знания, которые они получали пять лет, не соответствует реалиям, в которых существует сейчас индустрия. То есть мы их готовим с самого начала к профессиональной деятельности, и на каком бы этапе они не прервали свое образование, они могут вести свою деятельность профессионально.

По каким критериям вы определяете уровень и качество подготовки? Чем руководствуетесь, когда составляете программу обучения? Какие цели у этого курса?
Анна: Мы хотели бы глобально изменить ситуацию на профессиональном рынке дизайнеров одежды. Мы понимаем, насколько неподготовленными выходят выпускники из любого вуза. И после пяти лет, выходя на рынок, они вообще не понимают, как им развиваться. Мы стараемся учесть максимум возможностей их развития в профессиональной среде. У нас на курсе преподают только действующие профессионалы. Свой опыт мы перекладываем на теоретические знания.
Владимир: Мы активно поддерживаем связь с производствами, продолжаем общаться с действующими дизайнерами и с теми студентами, которые уже выпустились и успешно работают. Они приходят, читают какие-то свои материалы, которые они наработали за это время, дают какие-то рекомендации, отвечают на вопросы. Например, недавно мы работали с проектом «Русский силуэт», устроив там практику для наших первокурсников по организации самого мероприятия. Многие дизайнеры не представляют себе до конца ту организационную часть, которая предшествует любому мероприятию. Им самим придется организовывать свои показы. Они должны знать, каким образом должно быть все подготовлено. Объяснять все это очень долго. Если бы мы читали по этому поводу какие-то лекции, то процесс затянулся бы. Практика гораздо быстрее и доходчивее показывает людям основу процесса. Точно так же мы и программу свою формируем, чтобы люди уже с самого первого шага понимали, что они делают этот шаг в индустрии.
Анна: Я хотела бы подчеркнуть, что мы выпускаем не кутюрье, а все-таки дизайнеров одежды, которые способны решать комплексные задачи.

По окончании вашего курса куда специалисту можно идти работать? Каким образом происходит становление студента в профессиональном уровне? Какие практические занятия вы проводите, чтобы они попробовали себя в разных областях?
Анна: Во-первых, это работа под собственным брендом. Маленькие дизайн-бюро тоже могу существовать, но нужно продумать очень хорошо свою стратегию и свой продукт, с которым ты будешь выходить. Второе направление – тоже достаточно интересное и перспективное, но больше рассчитано на определенную систему дизайнерского мышления – это работа в больших брендах, в холдингах, которые выпускают огромный ассортимент продукции в очень больших количествах и масштабах. Они делают это регулярно, каждый сезон, и навыки там должны быть совсем иные, нежели работа в авторской студии. Следующее направление, практически не развитое у нас, – это аналитика трендов. Это консультант, который собирает, анализирует, предлагает уже готовые решения, исходя из тех трендов, которые он собрал. И опыт наших выпускников показывает, что это направление тоже востребовано. Следующее направление – это независимый консультант, человек, который на фрилансе может консультировать относительно как аналитики трендов, так и проектирования компании. Еще одно из направлений – это модная иллюстрация. Мы большое внимание отводим скетчингу, наброскам, изображению человека, человека в одежде, отдельно одежды.
Владимир: Чтобы они понимали разницу между художественным эскизом и техническим, между разработкой коллекции и образной фантазией. Большое внимание уделяется обработке материалов, каждый из студентов пытается предложить какую-то свою идею и ищет подходящие технологии обработки, концепт. Учась на курсе, наши студенты уже знают, что они будут делать в ближайшие 5-7 лет после того, как закончат учебу. А это очень важно. У нас даже есть специальное задание, они пишут план развития на 5 лет и утверждают его с ведущими маркетологами с pr-менеджерами или с аналитиками. Обычно, если люди следуют тому, что они запланировали, у них наблюдается довольно успешное движение.

В описании курса говорится, что вы готовите специалистов нового поколения. Можете прокомментировать?
Владимир: Специалист нового поколения, выходя из ВУЗа, знает, что ему делать дальше. Спектр его возможностей не ограничен ни этой страной, ни какими-то специализациями, которые человек выбирал. У нас нет на курсе как таковой специализации, потому что деятельность внутри курса проектная. Человек выявляет некое предположение, мы смотрим на потенциал этой разработки, и если она имеет смысл, мы этим занимаемся. И на протяжении 1,5 лет человек ведет свою линию. И это может закончиться неожиданно. Кто-то изготовляет обувь, кто-то делает коллекции на основе исключительно какого-то принта, какой-то иллюстрации, кто-то делает концепцию. Мы не ставим границы разработки, но мы выдерживаем уровень качества. Они занимаются проектами, они сталкиваются с реальностью с самого первого дня работы. Естественно, для людей, которые никогда в жизни не занимались проектированием, это довольно сложный процесс, и есть люди, которые не выдерживают. Они по-своему представляли себе в принципе процесс, для многих он находится в иллюзорной форме: какой-то прекрасный мир, где вокруг ткани, манекены, ателье, аплодисменты, цветы, фотографии, корреспонденты.

Есть ли такое ощущение, что чем старше студент, тем сложнее ему переучиваться?
Владимир: Нет. У нас приблизительно за 2-3 месяце работы возрастные границы полностью стираются. Нам нужна нормальная психологическая среда внутри нашего коллектива, и мы активно с этим работаем и иногда привлекаем специалистов по психологии, чтобы они выравнивали эту ситуацию.
Анна: Мы стараемся вести курс как команду профессионалов и как творческое сообщество, но ни в коем случае не как конкурентную среду. Мы никого не сталкиваем, не выделяем. Каждый развивается по-своему, и сравнивать итоговые оценки после каждого семестра тоже не нужно.
Владимир: Оценки – это некая отчетность, а дисциплина складывается внутри, ответственность возникает по мере обработки новой информации. Я не видел, чтобы у студентов была зависть, разве что только какая-то приятная грусть в глазах, когда кто-то видит успех другого, но это никогда не вызывает никаких негативных эмоций.

Сколько желающих поступить к вам на курс? Какие отборочные этапы проходят кандидаты?
Владимир: Сейчас у нас два человека на место. Приходят к нам около 80 человек, из которых мы выбираем 37, редко 40. У нас нет вступительных экзаменов, у нас есть интервью, и на этом этапе очень сложно оценить потенциальную возможность собеседника.

Человек приходит и говорит: «Пожалуйста, возьмите меня, я так хочу учиться». Как вы поступаете в такой ситуации?
Анна: Мы говорим: «Пожалуйста, приходите с дипломами кройки и шитья, курсами иллюстратора и набросками». И если желание у человека сильное, то он действительно приходит на повторное собеседование с этим набором документов. Если нет, то он так и пропадает, а это очень хороший показатель, что все-таки мы были правы.

С какими проблемами во время и после обучения сталкивается школа в целом и студент в частности?
Владимир: У нас не до конца готова среда, которая занимается ритейлом, она очень специфична и недружелюбна к выпускникам. Это подразумевает вкладывание больших средств, а у выпускника их нет. Все-таки должны быть какие-то программы поддержки или просто дружественные условия. Мы сейчас над этим работаем.
Анна: Мы столкнулись в прошлом году с невозможностью размещения на оффлайн и онлайн торговых площадках дипломных коллекций на выгодных условиях. Тот перечень документов, который должен предоставить студент, совершенно неподъемный. Например, сертификат на одну продукцию стоит 60 000 рублей.

А выход есть?

Владимир: Выход – это размещение на онлайн площадках, которые к документам такого рода относится более лояльно. А мы в этом нуждаемся. Мы из воздуха делаем что-то. Это самый выгодный ресурс – человеческий мозг, который может предлагать решения, которые будут востребованы. Я очень хорошо понимаю всех ритейлеров, особенно тех, которые платят аренду. Они же не могут не заплатить эту аренду. Естественно, они ее вешают на ценник дизайнеров. Дизайнер должен расплатиться с огромным количеством тех производственных цепочек, которые он реализует, чтобы сделать вещи. Чтобы заработать, он должен огромное количество вещей делать, но они тогда должны с такой же адекватной скоростью и реализовываться. А у нас весь этот процесс неадекватен по своей пульсации, он иногда даже обратно направлен. Здесь получается процесс 50/50, и скорость взаимодействия на уровне выживания.
Анна: Все заточены на сиюминутную выгоду: продали – сейчас получили. Циклы долгосрочные или среднесрочные, на год или полгода никто даже не хочет рассматривать, не говоря уже о какой-то программе лояльности. Мы не просим многого, просто лояльного отношения. Хотим, чтобы студенты хотя бы в короткий период времени после выпуска были поддержаны, а потом это же может вернуться в большем объеме. Даже не может, а так и будет. Но эту возможность почему-то никто не берет в расчет. На сегодняшний день вопросы, связанные с выстраиванием программы подбора специалистов, которые преподают, решены на 100%, а вопросы, связанные с профессиональным ростом студентов после выпуска, как раз остаются в большей степени открыты. И хотелось бы, чтобы та работа, которая велась со студентом в течение двух лет, не была в пустоту.
Владимир: Мы частично взаимодействовали с государственными структурами, которые занимаются поддержкой и развитием всевозможных программ, связанных с легкой промышленностью. Но так получается, что она сейчас не в приоритете, хотя наши возможности довольно большие, у нас же огромные ресурсы. Мы можем одеть весь мир при желании. Есть заблуждение, что в стране нет специалистов, которые могут этот процесс реализовать. Есть, но их просто не пускают ни на рынок, ни на производство. Это все сейчас необходимо серьезно поддержать хотя бы тем фактом, чтобы не мешать: сделать совершенно другие проценты налогообложения для тех производств, которые занимаются сферой легкой промышленности; совершенно другие процессы обработки информации на таможне при поступлении материалов, которые привозят. Потому что пока у нас нет возможности изготовлять материалы должного качества, а в них потребность все равно существует. А тот процесс, который сейчас существует на таможне, исключает возможность изготовления нормальных вещей за нормальные деньги. Соответственно мы насыщаем рынок только западной дешевой плохой продукцией, которая здесь может выдержать конкуренцию по цене.
Это же все взаимосвязанные явления. Если речь идет о том, что мы хотим страну восстанавливать и в этом плане тоже развиваться, то у этого должны быть совершенно конкретные оси направленности. И чтобы эти вопросы решать, нужно приглашать специалистов в те области, в которых они могут быть востребованы. Лучше, конечно, чтобы эти места занимали люди из индустрии.
Пока мы единственные, кто это может сделать адекватно.  Потому что у нас есть взаимосвязь с производством, есть студенты разных факультетов, они конкретно знают область той работы, которую они должны делать. У нас есть менеджеры, pr-стратегии, концептуальные аналитики, которые могут предлагать всевозможные решения. У нас есть прекрасные дизайнеры, которые могут насыщать рынок вещами. Мы сотрудничаем с людьми, которые занимаются и иллюстрациями, и конструкциями, и печатью. Поэтому все желающие, пожалуйста, обращайтесь.


 
 
 

Можете ли вы по достоинству оценить свою красоту?


Вы часто смотритесь в зеркало:


или , чтобы оставить комментарий.

Редакция FashionTime.ru не несет ответственности за частное мнение пользователей, оставленное в комментариях.